Международный аэропорт Алия Молдагулова — это воздушные ворота Западного Казахстана, которые расположены в промышленном регионе западной части страны.
Актюбинская область является одной из динамично развивающихся областей Республики Казахстан, бурное развитие которой связано с реализацией масштабных нефтегазовых, горнодобывающих и других крупных проектов.
О том какие производственные показатели достиг аэропорт Актобе рассказывает Председатель Правления АО «Международный аэропорт Алии Молдагуловой» Дастан Малиев, передает корреспондент Avianews.kz.
Какие на сегодня показатели работы аэропорта г. Актобе? Достигнуты ли допандемийные показатели? Какие задачи стоят по увеличению пассажиропотока? Сколько авиакомпаний обслуживаются?
Аэропорт Актобе уже в сентябре 2020 года достиг производственных показателей аналогичного месяца 2019 года, а в октябре превысил показатели октября 2019 года уже на 20%. Аэропорт Актобе провел масштабную работу по увеличению действующих рейсов и открытию новых направлений.
В 2021 году аэропорт достиг производственных показателей, ранее не достигавшего. Так, впервые аэропорт преодолел рубеж в 500 тысяч пассажиров и за год обслужил 748 234 пассажиров, это на 385 820 тысяч пассажиров больше по сравнению с 2020 годом. Было обслужено 4 632 рейсов, или на 1 134 рейсов больше по сравнению с 2020 годом. Было обработано 20 129 тонн груза, или на 5 501 тонн груза больше по сравнению с 2020 годом.
В 2021 году были открыты международные рейсы в Нукус, Тбилиси, Стамбул, Казань, были возобновлены регулярные рейсы в Москву. Из внутренних рейсов были открыты рейсы в Туркестан. Кроме того, увеличены количество действующих рейсов как пассажирских, так и грузовых.
Всего аэропорт Актобе на сегодня обслуживает пассажирские рейсы в 12 направлениях, 5 авиакомпании. До конца года количество направлений увеличится до 14 направлений.
В 2022 году увеличены количество рейсов в Анталью до 6 раз в неделю, в Москву до 4-х рейсов в неделю. В июле были открыты регулярные рейсы в Баку. С 19 октября открываются рейсы в остров Пхукет, Таиланд, с 24 октября в Дубай, ОАЭ.
Если сравнивать с республиканскими аэропортами, то на каком уровне можно оценить развитие аэропорта г. Актобе, в т.ч. обеспеченность инфраструктурой и кадровыми ресурсами?
Аэропорт Актобе имеет необходимую инфраструктуру для обслуживания практически всех типов воздушных судов. В 2021 году мы обновили перронный автобус, закупили новый контейнерный перегружатель для обслуживания грузовых рейсов, приобрели автотрап, спецтехнику для обслуживания воздушных судов и взлетно – посадочной полосы. Закупили новые рентгенно – телевизионные установки и арочные металлодетекторы.
Немало уделяем внимание части пассажирских услуг. Так, были открыты два магазина DutyFree, установлены дополнительные вендинговые аппараты по продаже кофе, снеков и цветов. Внедрен сервис цифровых документов EGOV (третий аэропорт в стране). Был открыт первый визит-центр «Visit Aktobe». Введена в эксплуатацию дополнительная парковка на 132 автомобилей. Недавно внедрили мировую программу лояльности PriorityPass (третий аэропорт в стране).
Мы обеспечены достаточными кадровыми ресурсами и ценим своих сотрудников. С 2020 года мы повысили заработную плату работникам до 80%.
Как Вы оцениваете государственное регулирование деятельности аэропортов? Что бы могли предложить для улучшения климата в данной сфере?
Необходимо обратить внимание на текущий износ основных средств и инфраструктуры аэропортов (необходимость капитального ремонта ВПП, зданий и сооружений), а также закупки техники и оборудования. Этому способствовала политика сдерживания и регулирования тарифов аэропортов на протяжении многих лет, большинство текущих тарифов не обеспечивают достаточный уровень прибыли, для обновления основных средств и инфраструктуры аэропортов.
Необходимо предложить механизмы вывода тарифов на регулируемые услуги аэропортов на безубыточный уровень и компенсацию недополученной выгоды. Регулирование услуг не способствует развитию аэропортов.
Планирует ли аэропорт г. Актобе отказаться от деятельности по заправке судов? В целом как планируется организовать деятельность аэропорта с учетом текущей и растущей потребности в перевозках? Пользуется ли популярностью аэропорт при транзитных перевозках? Какие преимущества и недостатки в этом плане?
Аэропорт Актобе не планирует отказываться от деятельности по заправке воздушных судов. Отечественные авиакомпании, выполняющие регулярные рейсы имеют собственное топливо в аэропорту. Аэропорт осуществляет заправку чартерных пассажирских и грузовых рейсов, а также регулярных международных рейсов.
Действующий терминал уже достиг пика своей пропускной способности, в среднем в день выполняются 10-15 пассажирских рейсов, 1-2 грузовых.
Несомненно, аэропорт Актобе пользуется популярностью как транзитный хаб, как на рейсы внутри страны, так и на международные рейсы.
Как будет выстаиваться дальнейшая стратегия развития аэропорта г. Актобе?
Аэропорт Актобе на постоянной основе ведет работу по расширению маршрутной сети пассажирских рейсов и увеличение количество грузовых рейсов. Ведутся переговоры по открытию новых международных рейсов на ближнее и дальнее зарубежье. Уже открываем в октябре рейсы в Дубай и Таиланд.