Что обещают построить турки на деньги «Самрука» и ЕБРР в аэропорту Алматы

В Алматы представили эскизы Международного пассажирского терминала аэропорта Алматы, который только начали строить, передает Avianews.kz со ссылкой на Ulysmedia.kz.

О том, что турецкая фирма Tav Airports Holding планирует построить новый международный терминал на территории аэропорта Алматы стало известно еще летом 2021 года. Аэропорт компания приобрела в том же году за 415 миллионов долларов. Общий объем инвестиций в строительство составит более 200 миллионов долларов США, а завершение строительства планируется только летом 2024 года.

Старт строительству был дан 1 июня, несмотря на значительное количество вопросов общественности о сохранении исторического облика аэропорта. Ulysmedia.kz уже ожидает ответ от алматинского аэропорта, чтобы узнать ход работы и что уже построено. К слову, в мае исполнился ровно год, как турецкая компания стала владеть алматинским аэропортом.

ТРИ ЭСКИЗА

Воплотятся ли планы в реальность, учитывая вопросы о том, почему так быстро и легко удалось турецкой компании TAV Airports Holding провести сделку по приобретению стратегического объекта?

Но несмотря на недовольства граждан, активный “показ” работы над аэропортом продолжается.

Так, например, представители общественности выступили со своими проектами и предложениями относительно дизайна нового Международного пассажирского терминала Международного аэропорта Алматы.

TAV Airports, выкупившая Международный аэропорт Алматы в мае 2021 года, планирует построить новое здание Международного пассажирского терминала. Реализация нового проекта вместе с существующими инфраструктурными объектами позволит аэропорту обслуживать до 14 млн пассажиров в год.

В ходе обсуждения были выслушаны различные мнения представителей общественности, которые будут учтены при принятии финального решения о концептуальном дизайне нового пассажирского Международного терминала Международного аэропорта Алматы.

Представители аэропорта заверили, что все предложения и комментарии будут приняты во внимание при принятии окончательного решения, – сообщили в пресс-службе.

В пресс-релизе говорилось, что кроме представителей общественности, на обсуждении присутствовали так же и жители Алматы. Но были ли там вообще кто-то кроме представителей TAV Airports Holding – спорный вопрос.

Аналитики до сих пор ломают голову, зачем нужно было продавать воздушную гавань и почему турки за объект, который ещё и требовал огромных инвестиций, заплатили даже больше, чем требовалось. Ulysmedia.kz пытался понять, что произошло на самом деле, кто стал настоящим хозяином и какую выгоду он получил от этой сделки.

В 2020-м, когда стало известно о том, что в международный аэропорт Алматы придёт новый хозяин, робкие попытки отечественных СМИ выяснить, почему правительство и КНБ разрешили продать стратегический объект зарубежной компании, быстро сошли на нет. Зато мировые информационные ленты активно тиражировали комментарий президента TAV Airports Holding, который сообщал, что компания рада добавить в свой портфель алматинский международный аэропорт – важный транзитный узел между Азией и Европой, где есть значительный потенциал для роста. Поэтому, опираясь на свои обширные ноу-хау, TAV Airports Holding будет в полной мере работать над реализацией этого потенциала.

Видимо, тот, кто продавал стратегический объект, счёл эти планы вполне реалистичными, и договор купли-продажи был подписан, 100% акций аэропорта Алматы ушли за 415 млн долларов.

Турки излучали оптимизм и, казалось, что их веру в то, что алматинская гавань скоро станет № 1 в мире, не подрывает ни то, что нужно будет вкладывать миллионы в реанимацию взлетной полосы, что в опасной близости от них расположено огромное количество жилых домов, что сам терминал тоже требует капитального ремонта, ни конкуренция, ни снижение почти до нуля пассажирского потока…

В общей сложности, подсчитал новый хозяин, на расширение аэропорта и все ремонты-переделки придётся выложить не менее 750 млн долларов.

Однако скоро стало известно, что турки всё-таки далёко не альтруисты. Министерство индустрии и инфраструктурного развития, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), неизвестная Международная финансовая корпорация и Международный аэропорт Алматы начали обговаривать соглашение о государственной поддержке проекта. К примеру, на официальный запрос Ulysmedia.kz TAV Airports Holding ответил, что на реконструкцию аэропорта по планам заложено всего 200 млн долларов. Остальные деньги холдинг собирается взять в кредит, да ещё и под гарантии Казахстана.

Вокруг сделки очень быстро начали происходить чудеса. Например, инвестору сразу понадобились деньги, и он их сразу же получил. Туркам без лишних разговоров на долевое финансирование 30 млн долларов США выделил государственный Фонд Kазына Капитал Менеджмент.