Отремонтированный на деньги КПО аэропорт Уральска вновь нуждается в ремонте

Отремонтированный на деньги КПО аэропорт Уральска вновь нуждается в ремонте, передает Avianews.kz со ссылкой на Ratel.kz.

Авиакомпания FlyArystan с 1 августа отменяет рейсы в Уральск. Пассажирам обещают вернуть деньги за билеты или бесплатно доставить в другие близлежащие населенные пункты, куда летает компания.

Air Astana, в свою очередь, меняет борт, и теперь полеты в Уральск будут осуществляться на небольшом региональном самолете «эмбрайер» вместо комфортабельного «боинга». В «эмбрайере» не предусмотрено мест бизнес-класса, поэтому тем, кто заплатил за комфорт, обещают вернуть разницу между тарифами.

В Air Astana заявили, что замена борта обусловлена необходимостью международного аэропорта Уральска ограничить нагрузки на искусственные покрытия рулежной дорожки и перрона, которые «из-за увеличения интенсивности полетов обнаруживают признаки ухудшения состояния».

По этой же причине перестала летать в областной центр Западного Казахстана FlyArystan.

«Эксплуатантом аэродрома проводятся ремонтные работы по продлению срока службы искусственных покрытий с дальнейшим планированием капитального ремонта», – говорится в заявлении авиакомпании.

Почему Eni и Shell оплачивают хотелки акима?

Удивительно, но буквально в апреле текущего года с большой помпой и  участием руководства области был открыт аэропортовский терминал после его реконструкции, которая длилась более двух лет. Старое здание было разобрано и практически построено заново, а стоимость реконструкции выросла с 6,6 млрд тенге до 16,5 млрд тенге.

Все работы оплатил международный консорциум «Карачаганак Петролиум Оперейтинг» (КПО), который разрабатывает нефтегазоконденсатное месторождение Карачаганак в Западно-Казахстанской области. При том, что, по сообщению телеграм-канала https://t.me/bessimptomno,

«аким ЗКО Гали ИСКАЛИЕВ заявлял, что аэропорт принадлежит трём физическим лицам, резидентам Казахстана, которые в своё время выкупили терминал и взяли в управление взлетно-посадочную полосу. …Государство у них выкупило терминал из-за необходимости ремонта. Глава региона отмечал, что после окончания ремонта будут возвращать терминал обратно частникам на условиях лизинга. Единственное — будут пересмотрены первоначальные условия из-за увеличения стоимости проекта. Если частник откажется от этих условий, будем выставлять аэропорт на конкурс, говорил Гали Искалиев», – сообщает телеграм-канал.

А теперь ещё раз, и помедленнее. Аким от имени государства выкупает у частника терминал, за счет иностранного инвестора проводит его полную реконструкцию и – опять отдает частнику. Кажется, вся эта история дурно пахнет. Как и в целом отношения областного акимата с крупнейшим налогоплательщиком области.

Согласно условиям Окончательного соглашения о разделе продукции (ОСРП), подписанного в ноябре 1997 года Республикой Казахстан с акционерами КПО, консорциум на протяжении срока действия контракта ежегодно выделяет по 20 млн долларов США на улучшение социальной инфраструктуры региона. При этом куда вкладывать деньги, что строить и ремонтировать – определяет областной акимат.

Ratel.kz уже писал про построенный за 1,6 млрд тенге от КПО по приказу акимата теннисный корт в Уральске, проданный потом частнику за 697 млн тенге.

Или огромный ЗАГС, часть которого отдана в аренду частнику под ресторан.

В частные руки будет передан и построенный за 1,1 млрд нефтяных тенге стадион «Юность».

Но в последнее время помимо более-менее прозрачной спонсорской помощи, оговоренной в ОСРП, аким всё чаще использует финансовые ресурсы КПО в качестве своего личного кошелька, не подконтрольного общественности, для финансирования сомнительных расходов.

Как, например, покупка нескольких сот билетов стоимостью 35 тыс. тенге каждый на концерт отставного итальянского певца Пупо.

Другим письмом в июне текущего года аким области Гали Искалиев настойчиво просит генерального директора КПО Джанкарло РУЮ оказать спонсорскую помощь в размере 60 млн тенге, на которые будет оформлена подписка на областные и районные газеты, входящие в акиматовский медиа-холдинг «Жайык пресс».

В этом же ряду – и спонсорская помощь на ремонт терминала аэропорта, который предполагается после этого передать частному ТОО.

Финансовая модель, оговоренная в ОСРП, предполагает, что все расходы, которые несут акционеры Карачаганакского проекта, Республика Казахстан возмещает им добытой нефтью. Непонятно, почему весь народ Казахстана, которому по Конституции принадлежат недра страны, должен оплачивать хотелки акима одной отдельно взятой области в виде билетов на концерты и подписки на акиматовские газеты. И чем хуже в таком случае жители соседней Костанайской области, на территории которой нет нефтяного месторождения и такого же покладистого инвестора?

Покладистость которого также вызывает вопросы.

Есть большие сомнения, что у себя дома, к примеру, руководство одного из акционеров КПО, компании Eni откликнется на просьбу мэрии Милана и профинансирует подписку на газеты для пенсионеров.

Или концерн Shell проспонсирует концерт в честь дня города на площади Лондона.

Или же те стандарты корпоративного управления, что незыблемы для международных концернов в Европе, не обязательны к исполнению в далёком Казахстане?

Тем более, в Новом Казахстане.