В апреле прошлого года компания TAV Airports Holding завершила выкуп Международного аэропорта Алматы и стала бенефициарным собственником 85% акций объекта и связанных с ним предприятий. Покупку аэропорта компания сопровождала многообещающими речами о полном раскрытии потенциала объекта и его устойчивого развития. Подводя итоги года работы новых управленцев аэропорта, редакция Avianews.kz столкнулась со шквалом критики касательно системы управления объектом и «нулевым сервисом» в аэропорту.
На момент покупки аэропорта, главный исполнительный директор TAV Airports Сани Шенер сообщал о том, что «многолетний опыт компании позволит в полной мере реализовать потенциал алматинского аэропорта». На этапе заключения сделки холдинг обещал открыть совершенно новый этап в развитии и модернизации объекта.
Сообщалось, что TAV проинвестирует около 200 миллионов долларов в строительство нового международного терминала, с помощью которого удастся удвоить пропускную способность воздушной гавани до как минимум 14 миллионов пассажиров в год.
При этом, несмотря на большие, вселяющие веру в процветание аэропорта планы, которые озвучивала иностранная компания, деятельность ее довольно часто подвергается неоднозначным обсуждениям и критике.
В ноябре 2021 года руководство аэропорта Алматы обвинили в незаконном увольнении действующих сотрудников. По словам экс-работницы аэропорта, причины увольнения сотрудникам не объяснили, а попытки побеседовать с руководством оказались неудачными.
К тому же, сотрудники аэропорта утверждали, что в случае отказа увольнения по собственному желанию, им грозили обвинением в воровстве и в последствии уголовным делом. Однако данную информацию в пресс-службе аэропорта опровергли, а обвинения назвали необоснованными. В пресс-службе также уточнили, что сотрудники уволились по собственной инициативе.
Кроме того, экономический обозреватель Денис Кривошеев, который, стоит отметить, довольно часто комментирует деятельность холдинга, после январских событий в Казахстане возмутился по поводу вторжения мародеров в аэропорт.
По его словам, в день «взятия аэропорта террористами», аэропорт был окружен военнослужащими, но в какой-то момент все они бесследно исчезли, шлагбаумы у въездов на территорию оказались открытыми, а иностранным предпринимателям было предложено пойти домой. Согласно информации, спустя несколько часов в аэропорт пришли мародеры и «устроили праздник непослушания».
«И тут у меня вопрос к TAV, туркам, что сейчас владеют аэропортом Алматы — имея свои собственные системы охраны, имея возможность ее существенного усиления, объект был сдан. При этом, по некоторым сведениям, после этого сели два самолета, предположительно с боевиками, а потом был уничтожен сервер с видео, где было бы видно кто сел, когда, сколько прилетело. Господа турки, а как вы узнали когда отпустить дежурную смену и когда придут специалисты по экспроприации?
…Международный Аэропорт Алматы будьте любезны, а то ведь и правда есть все основания полагать, что вы были в теме, а значит и вопрос национализации можно будет поставить, как того требует некоторая часть общества», — писал Кривошеев у себя в Facebook.
Стоит также отметить, что спустя почти год работы TAV на территории аэропорта, в социальных сетях продолжают активно публиковаться жалобы посетителей на “нулевой сервис”, нехватку парковочных мест и отсутствие элементарных удобств для пребывания в аэропорту.
“Очень плохая организация открытой парковочной зоны Международного аэропорта города Алматы для автомобилей. Условия созданы для того, чтобы всегда было столпотворение вне зависимости от времени суток. Новой компании-оператору аэропорта необходимо пересмотреть условия парковки в сторону увеличения парковочных мест”, — отозвался об аэропорте пользователь Яндекс.Карты.
Жалоб в интернете на сервис, грубый персонал и завышенные цены также более чем достаточно. Пассажиры недоумевают, почему цены на напитки и еду, например, в столичном аэропорту Казахстана и ряде других намного дешевле чем алматинском.
“Почему так страшно грязно, неуютно и вообще как на станции в пригороде?! Администрации пора уже заняться и привести в порядок аэропорт. Через этот аэропорт вылетает больше всего рейсов как международных так и внутренних. Почему отсутствует ВИП-зона для внутренних рейсов?”, — задается вопросами другой пользователь.
Как ни странно, несмотря на очевидные проблемы в аэропорту, которые нуждаются в решении, руководство все же выбирает тратиться на пиар, приглашая лояльных журналистов и блогеров для создания себе благоприятного имиджа.
По некоторым данным, руководство турецкой компании TAV решительно договаривается о передаче под управление стратегически важного для нашей республики объекта «Международный Аэропорт Нурсултан Назарбаев». Учитывая все вышесказанное, складывается ощущение что у определенного круга людей, содействующего продвижению данной компании, возникло желание остановить, либо помешать развитию аэропортской отрасли в стране. По итогам правления компанией TAV аэропорта г.Алматы, складывается лишь печальная картина. Уровень недовольства пассажиров как местных, так и иностранных вне всяких сомнений очень высокий. Не показав каких либо примечательных достижении, властям нашей Республики подумать скорее о приватизации Аэропорта Алматы, нежели давать турецкой компании управление столичным Аэропортом, тем самым создав ещё одного монополиста в аэропортской сфере, что никак не складывается с политикой Президента РК К. Токаева о «демонополизации» нашей с вами страны. Ну а недавний инцидент, связанный с «забегом» оголенного мужчины на взлётной полосе является показателем крайнего непрофессионализма в сфере безопасности аэропорта.
К слову, аэропорт Алматы был первым активом в портфеле TAV, которым компания управляет на праве собственности, а не на основе временного договора. Исходя из вышеуказанного напрашивается вопрос: действительно ли новый собственник, если не сейчас, то в будущем будет способствовать обещанному социально-экономическому развитию бизнеса и Алматинской области в целом?