Как в Казахстане формируются цены на авиабилеты, топливо и ситуации с дорогой едой, которая не меняется годами, рассказал председатель агентства по защите и развитию конкуренции Серик Жумангарин в ходе дискуссии на площадке TALAP Talks, сообщает avianews.kz.
«На сегодняшний день казахстанские аэропорты оказывают 64 услуги. Из них четыре находятся в сфере естественных монополий, которые регулирует КГА. А именно взлет-посадка воздушного судна, обеспечение авиационной безопасности, предоставление места стоянки на базовом аэродроме, предоставление сверхнормативной стоянки», — проинформировал Серик Жумангарин.
Такие услуги, как посадка-высадка посредством телескопического трапа, аренда помещений аэропорта в рамках перевозочного процесса – для различных служб, предоставление рабочего места для регистрации, обработка грузов, обеспечение авиаГСМ, находятся в сфере общественно-значимых рынков.
Оставшиеся 55 услуг не регулируются и соответственно цена назначается самим аэропортом. Причем некоторые авиакомпании, как Air Astana и Scat, по его словам, оказывают себе услуги в аэропортах сами, что позволяет им экономить определенные средства.
При этом, как подчеркнул глава Агентства, по международной практике в крупных аэропортах должно быть не менее двух дополнительных организаций по наземному обслуживанию, в том числе по топливу-заправке.
«При этом одна из этих организаций не должна быть связана ни с аэропортом, ни с авиакомпанией. То есть по европейскому стандарту в казахстанских аэропортах необходимо наличие еще одной организации, кроме самого аэропорта и авиакомпаний. А сейчас у поставщиков наземных услуг ограничен доступ на территорию аэропорта, многие услуги оказывает либо аэропорт, либо авиакомпания», — объяснил Жумангарин, добавив, что уже нужно начинать рассматривать вопрос о внедрении европейской практики в работу казахстанских аэропортов.
При формировании цен на билеты, по его словам, в структуре до 30% занимает авиатопливо, 18-22% — техобслуживание воздушных судов, 7-15% — аэропортовское обслуживание и расходы на персонал, 5% — продажи, около 2% — услуги «Казаэронавигации».
Однако, как уточнили в ходе обсуждений, в некоторых случаях накрутка может доходить до 100%. В пример приводится цена нынешнего года, когда у производителей цена за тонну авиатоплива составляет 161 тысячу тенге, после этого посредник делает надбавку до 218 тысяч тенге, а аэропорты накручивают цену до 267 тысяч тенге.
«Посредники повышают цену до 40%, а аэропорты доводят наценку до 95%. В результате цена на топливо возрастает от 60 до 100 процентов для авиакомпаний. У авиакомпаний достаточно ограниченный выбор поставщиков», — сказал Серик Жумангарин.
Глава Агентства по защите и развитию конкуренции также высказался и по поводу цен на услуги питания в самих аэропортах. Как оказалось, ситуация в этом вопросе не меняется годами.
«Признаки определенного сговора я вижу, ситуация не меняется годами. На упаковку багажа цена одна и та же, но булочка, к примеру, стоит значительно дороже, чем в городе. Из-за этого у казахстанцев сложились определенные поведенческие принципы — среднестатистический человек в аэропорту ничего не ест, не пьет и не покупает. Это, в первую очередь, играет против аэропортов с точки зрения использования для традиционного ритейла», — подчеркнул руководитель профильного ведомства.
В ходе обсуждений было отмечено, что Агентство по защите и развитию конкуренции в ближайшее время будет заниматься озвученными вопросом для того, чтобы аэропорт не считался сферой необоснованно завышенных услуг.