«Авиакомпании» FlyArystan, как выяснилось, не существует как отдельного юридического лица, более того – так называемый «лоукостер» не имеет сертификата эксплуатанта гражданских самолетов, и даже финансовая отчетность у «авиаперевозчика», как оказалось, одна на двоих с авиакомпанией Air Astana, следует из отчета о состоянии конкуренции на отдельных товарных рынках и принимаемых мерах по ограничению монополистической деятельности за 2022 год, представленного агентством по защите и развитию конкуренции (АЗРК), передает Avianews.kz со ссылкой на КазТАГ.
«В 2018 году АО «AirAstana» создала подразделение FlyArystan в качестве лоукостера. До настоящего времени FlyArystan не выделена в качестве отдельного юридического лица и не имеет сертификата эксплуатанта гражданских воздушных судов. FlyArystan функционирует в структуре АО «AirAstana» и при этом не ведет раздельный учет расходной и доходной части, и соответственно отсутствует прозрачность в деятельности авиакомпании и ее подразделения, в том числе по вопросам ценообразования», — говорится в отчете.
Анализ рынка регулярных перевозок пассажиров воздушным транспортом проведен по итогам мониторинга цен и установленных признаков нарушения законодательства в области защиты конкуренции.
«Внутренние авиаперевозки выполняются по более чем40 маршрутам. Регулярные коммерческие перевозки выполняют три авиакомпании, при этом основную долю занимают АО «AirAstana» и FlyArystan, АО «Qazaq Air», АО «SCAT», — уточнили в агентстве.
По данным АЗРК:
— АО «Эйр Астана»: доля участия государства 51% (АО «ФНБ «Самрук-Казына»), 49 % акций компании принадлежит BAE Systems PLC (Великобритания);
— Акционерами АО «SCAT» являются Денисов В.И. (57%) и Сытник В.А. (43%). АО «SCAT» владеет двумя дочерними авиакомпаниями: «Южное Небо» и «Sunday Airlines» (перевозки пассажиров по чартерным направлениям);
— АО «Qazaq Air»: 100% акций принадлежит АО «ФНБ «Самрук-Казына».
«Международные авиамаршруты для осуществления регулярных коммерческих воздушных перевозок определяются в соответствии с международными договорами Республики Казахстан. Вместе с тем, в силу различных условий доступа на рынок, квалификационных требований, нормативного регулирования для авиакомпаний, внутренние и международные воздушные перевозки, не могут рассматриваться как один товарный рынок. Услуги пассажирских авиаперевозок регулярными (внутренними) регламентируются законом
«Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» и соответствующими подзаконными актами», — сказано в документе.
Итоги анализа, а также расчет коэффициента и индекса рыночной концентрации показали, что рынок услуг пассажирских авиаперевозок регулярными (внутренними) рейсами за анализируемый период относится к первому типу рынка – высококонцентрированному с недостаточно развитой конкуренцией.
«Как указано выше, на данном рынке основную долю занимают АО «AirAstana» и FlyArystan, АО «Qazaq Air», АО «SCAT», при этом 2 компании принадлежат АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына». В свою очередь, FlyArystan является подразделением АО «AirAstana» (51% акций АО «ФНБ Самрук Казына»), создавался по системе лоукостер, осуществляет регулярные перевозки, не будучи при этом юридическим лицом», — указали в ведомстве.
Таким образом, в агентстве полагают, что «присутствие авиакомпаний с государственным участием приводит к уменьшению состязательности между субъектами рынка, незаинтересованности иностранных инвестиций, что в целом негативно влияет на конкуренцию».
«30 декабря 2015 года принято постановление правительства «О некоторых вопросах приватизации на 2016 — 2020 годы», в котором запланирована в приоритетном порядке реализация авиакомпанийАО «Qazaq Air» и АО «AirAstana». Вместе с тем, данные авиакомпании не были реализованы, в связи с чем были включены в Комплексный план приватизации на 2021-2025 годы, утвержденный постановлением правительства от 29 декабря 2020 года №908, при этом, срок реализации авиакомпаний переносился по причине пандемии также и в рамках данного комплексного плана», — отметили в АЗРК