Генеральный директор Capital A, материнской компании AirAsia, Тони Фернандес заявил, что в этом году парк малайзийского лоукостера увеличится на 19 новых самолетов Airbus A320neo, первый из которых должен прибыть уже в этом месяце. Основатель компании добавил, что бюджетный перевозчик ведет переговоры о дополнительных самолетах Airbus, необходимых для расширения деятельности. Сейчас AirAsia эксплуатирует 170 бортов и рассчитывает, что к концу августа вернутся в строй все 204 самолета группы. При этом портфель заказов состоит из 362 единиц А321neo, которые начнут приходить уже в следующем году, передает Avianews.kz со ссылкой на АТО.
Флот дальнемагистрального дискаунтера AirAxia X будет пополняться за счет не только широкофюзеляжных Airbus A330 (15 единиц), но и сверхдальнемагистральных узкофюзеляжных A321XLR (от 15 до 20 единиц). Фернандес пообещал в октябре расширить маршрутную сеть путем создания базы в Камбодже.
Еще группа ожидает в июле первый из трех конвертированных фрейтеров A321F для Teleport, грузового и логистического подразделения группы; это позволит нарастить объем и скорость трансграничных поставок.
В отношении маршрутной сети Фернандес отметил, что AirAsia в настоящее время не планирует расширяться в европейский регион, но при этом AirAxia X обсуждает возможности открытия рейсов в Казахстан, Узбекистан и Турцию. «Прямо сейчас мы работаем над восстановлением AirAsia в домашнем регионе, поэтому расширение в Европу не является нашим главным приоритетом, однако в конечном итоге это произойдет, и думаю, вместе с Америкой и Африкой», — добавил Фернандес.
AirAsia вышла на новый уровень в обслуживании клиентов, начав использование искусственного интеллекта для чат-бота AskBo и внедрив собственную технологию биометрического распознавания лиц FACES.
Бизнес группы
В данный момент бизнес группы объединен под зонтиком холдинговой компании Capital A и продолжает диверсифицироваться. Сейчас он состоит из четырех дивизионов: авиационный дивизион, цифровой Move, логистический Teleport и дивизион авиационных сервисов.
В авиационный дивизион входят авиакомпании AirAsia Malaysia (Малайзия), AirAsia Thailand (Таиланд), AirAsia Indonesia (Индонезия) и AirAsia Philippines (Филиппины). Планируется, что к концу года маршрутную сеть дивизиона будут обслуживать 290 воздушных судов.
Цифровой дивизион получил новое имя — Move. Его основные составляющие — это суперприложение AirAsia и финтех-провайдер BigPay, выросший из программы лояльности авиакомпании. В задачи дивизиона входит обслуживание клиентов «от двери до двери», максимизация предложений услуг всей группы на базе больших данных, собранных по клиентам.
Teleport — логистический дивизион, который занимается грузоперевозками, выполняет доставку для электронной коммерции, а также экспресс-доставку. Дивизион авиационных сервисов включает в себя провайдера ТОиР Asia Digital Engineering, провайдера наземного обслуживания Ground Team Red, бортовое питание и сеть фастфудов Santan и другие подразделения, такие как AirAsia Consulting, AirAsia Leasing и AirAsia Shared Services.
На недавнем годовом собрании материнской компании Capital A Тони Фернандес отметил, что за 2022 год авиакомпания получила выручку в размере 2,6 млрд ринггитов (557 млн долл.) и впервые после начала пандемии показала положительное значение показателя EBITDA. Компания успешно прошла путь от простой авиакомпании до «низкобюджетной авиационной и инклюзивной туристической группы с высококачественным предложением». Однако она пока остается в «списке повышенного внимания» биржи Малайзии (список компаний, чье финансовое состояние вызывает вопросы). Тем временем авиационная конкуренция на домашнем рынке группы нарастает: в прошлом декабре была запущена и быстро растет новая лоукост-авиакомпания MYAirline, гендиректор и совладелец которой ранее работал и в AirAsia.