Обанкротился европейский лоукост-перевозчик

Норвежский лоукост-перевозчик Flyr, дерзко запущенный в разгар пандемии, прекратил производственную деятельность, не проработав и 600 дней, и инициировал процедуру банкротства с 1 февраля. Это уже вторая европейская авиакомпания, коллапсировавшая за неделю, передает Avianews.kz со ссылкой на АТО.

Причиной финансовой несостоятельности стала невозможность найти новые источники финансирования для уже испытывающей серьезные проблемы молодой авиакомпании.

Базирующаяся в Осло Flyr начала выполнять полеты в июне 2021 года. Среди основателей стартапа ветеран отрасли Эрик Браатен (руководил авиакомпанией Braathens SAFE). Компания выбрала дорогостоящую кадровую политику — подписала коллективный договор с профсоюзами пилотов и кабинных экипажей, вместо того чтобы нанять по аутсорсингу персонал из стран с низким уровнем зарплат (как это делают другие европейские лоукостеры).

Авиакомпания выполняла полеты как внутри Норвегии, так и по нескольким европейским курортным направлениям.

В течение первых шести месяцев она сформировала флот из шести узкофюзеляжных самолетов семейства Boeing 737, включая новейшие MAX. К концу 2021 года коэффициент загрузки кресел составлял 54%. Но пандемия продолжалась — появившиеся новые варианты вируса мешали восстановлению воздушного транспорта и Flyr несла ощутимые финансовые потери.

В начале прошлого года авиакомпания приступила к привлечению финансирования — в январе через размещение акций на 25 млн долл., за которым последовали инвестиции от норвежской медиакомпании TV Gruppen и частное размещение акций еще на 25 млн долл. в мае.

Лоукостер продолжал расширяться в течение первого полугодия, удвоив свой флот до 10 ВС и расширив маршрутную сеть почти до 40 пунктов назначения.

Но одновременно с восстановлением трафика после пандемии увеличились расходы (под давлением цен на топливо и на фоне укрепления доллара), что привело к ухудшению финансовых показателей Flyr, даже несмотря на то что коэффициент загрузки достигал отметки 80–90%.

Авиакомпания намеревалась использовать преимущества цифровых технологий для упрощения бронирования для своих клиентов, но столкнулась с задержками в интеграции своих систем с устаревшими платформами дистрибуции, что помешало ей получить доход от деловых путешественников.

Убытки продолжали расти и на конец сентября 2022 года достигли 100 млн долл. Flyr была вынуждена сократить маршрутную сеть, как внутреннюю, так и международную. Флот вырос до 12 самолетов, но провозные мощности оказались излишними.

Компания испробовала несколько стратегий, чтобы укрепить финансовое положение: предприняла альтернативные попытки привлечения финансов, пыталась организовывать чартеры и предлагала самолеты в мокрый лизинг, в том числе в США, для компенсации сезона низкой активности.

Flyr почти заключила контракт на выполнение рейсов по схеме мокрого лизинга шести самолетов в интересах одной из европейских авиакомпаний в летнем сезоне 2023 года. Однако от этого плана пришлось отказаться, поскольку авиакомпании не удалось получить разрешение, касающееся коммерческих прав на выполнение рейсов по предполагаемому договору.

После того как планы получения финансирования сорвались, авиакомпания объявила о критической ситуации с ликвидностью.

«Финансовые проекты Flyr оказались неуспешны, и совет директоров 31 января заключил, что альтернативных способов продолжения производственной деятельности не существует, — объявили в авиакомпании. — Заявление о банкротстве подано 1 февраля. Flyr ушла с рынка, и все рейсы отменены без возможности перебронирования». Делами авиакомпании займется управляющий по банкротству.