Lufthansa Group и правительство Италии подписали 25 мая соглашение о том, что группа станет основным акционером национального авиаперевозчика ITA Airways и в конечном итоге может получить полный контроль над авиакомпанией, передает Avianews.kz со ссылкой на АТО.
О сделке было объявлено с задержкой в несколько месяцев и после того, как предыдущая попытка приватизировать ITA провалилась. Достижению соглашения мешали, среди прочего, юридические вопросы, касающиеся потенциальных обязательств ITA по отношению к бывшему итальянскому нацперевозчику Alitalia, от которого она унаследовала значительную часть своего флота и сотрудников.
Сделка подлежит одобрению регулирующими органами Европейской комиссии (ЕК). По мнению экспертов, будет проведено углубленное расследование, на получение потенциального одобрения уйдет несколько месяцев и закрытия сделки не стоит ждать раньше осени 2023 года. Кроме того, требования ЕС могут оказаться столь высокими, что это вынудит Lufthansa отказаться от приобретения.
Первоначально Lufthansa получит 41% акций ITA и полный управленческий контроль, что было одним из важнейших предварительных условий для переговоров. Компания платит за пакет акций 325 млн евро, а Министерство финансов Италии обязалось принять участие в увеличении капитала, внеся 250 млн евро. У Lufthansa также есть возможность выкупить оставшуюся долю, принадлежащую министерству, на более позднем этапе — по-видимому, когда ITA сможет получить операционную прибыль, что ожидается не раньше 2025 года. К 2027 году флот должен вырасти с нынешних 71 самолета до 94. Ожидается, что к тому времени годовой доход должен достичь 4,1 млрд евро.
Поглощение ITA является частью давней стратегии Lufthansa по приобретению авиаперевозчиков на рынках, которые она считает ключевыми для своего бизнеса. За последние 15 лет авиакомпания приобрела швейцарскую Swiss International Airlines, австрийскую Austrian и бельгийскую Brussels Airlines.
Lufthansa позволяет своим дочерним компаниям сохранять собственные бренды, менеджмент и дает определенную степень свободы. Часть функций централизована — такие как покупка самолетов и планирование маршрутной сети. Из трех «дочек» только Swiss стала стабильно прибыльной. Austrian и Brussels убыточны в течение многих лет, хотя гендиректор Lufthansa Карстен Шпор утверждает, что их финансовый вклад в прибыль Lufthansa значителен, поскольку они обеспечивают подпитку дальнемагистральных рейсов в ее узловых аэропортах Франкфурте и Мюнхене.
Помимо Франкфурта и Мюнхена группа имеет хабы в Вене, Цюрихе и Брюсселе, причем последний в основном предназначен для полетов в Африку. Теперь добавился Рим. Предполагается, что он также будет обслуживать некоторые районы Африки и может быть превращен в воздушные ворота в Латинскую Америку, традиционно являющуюся слабой частью сети группы.
Lufthansa с самого начала приняла решение не пытаться создавать хаб в Милане — наличие в городе двух аэропортов (Линате и Мальпенса) и расположенного поблизости Бергамо (крупной базы бюджетных перевозчиков) не способствует налаживанию стыковок. Однако северная Италия экономически намного сильнее южной, поэтому условия для создания сетевой авиакомпании в стране не идеальны. Кроме того, конкуренция со стороны лоукостеров в Италии чрезвычайна сильна. Только Ryanair занимает 40% итальянского рынка внутренних и европейских маршрутов.
Тем не менее объявляя о сделке с ITA, Lufthansa Group подчеркнула, что в группе теперь 5 сетевых авиаперевозчиков и 6 хабовых аэропортов.