Стратегическая роль правительств в обеспечении устойчивого развития в авиации

На о. Родосе в Греции состоялся Летний авиационный форум, организованный ATN и Греческим авиационным обществом. В событии приняли участие лидеры авиационной сферы, представители научных кругов и правительств стран-участниц. На форуме были обсуждены вопросы, связанные с реализацией экологических целей авиации в условиях пандемии Covid-19, передает Avianews.kz со ссылкой на РГП «Казаэронавигация».

Заседание открыли генеральный директор ACI World Луис Фелипе де Оливейра и председатель Совета управляющих IATA Мехмет Нане. В своих докладах они сделали акценты на экологические цели отрасли, участии правительств в ее регулировании и влиянии новых технологий на будущее авиации.

Казахстан на Форуме представил генеральный директор АО «Aвиационная администрация Казахстана» г-н Каталин Раду (ААК). Он подчеркнул решающую роль правительств в создании национальной нормативно-правовой базы для реализации Повестки дня ИКАО в области устойчивого развития и проинформировал участников мероприятия о последних событиях в Казахстане и его ведущей роли в центральноазиатском регионе.

В 2019 году ААК, как уполномоченная организация гражданской авиации, объявила о своем добровольном участии в пилотном и первом этапе CORSIA. В августе 2022 года в AAK был переформирован специальный департамент по устойчивому развитию для решения проблем, с которыми сталкивается отрасль, и поддержки прогресса, достигнутого Казахстаном.

Объем выбросов CO2 казахстанскими авиакомпаниями за 2019 год составил 832 026 тонн, за 2020 год – 315 805 тонн, 2021 год – 346 006 тонн.

В настоящее время идет активная работа по внесению соответствующих поправок в Закон. Анализ воздействия был согласован с Министерством экологии, геологии и природных ресурсов РК и направлен в КГА для дальнейшего утверждения.

Одним из инструментов сокращения выбросов углекислого газа от авиации является частичное внедрение устойчивого авиационного топлива. Исследования, разработку и внедрение устойчивого авиационного топлива (SAF), а также авиатоплива с низким содержанием углерода (LCAF) и других более чистых источников энергии следует поощрять при помощи политических инструментов.

Казахстан обладает большим потенциалом стать одним из основных производителей SAF/LCAF в регионе и играть ведущую роль в декарбонизации авиационной сферы.

В настоящее время ведутся переговоры с Министерством экологии, геологии и природных ресурсов РК, АО «Жасыл Даму», Национальным Аккредитационным центром при Министерстве торговли и интеграции Казахстана и КазСтандартом касательно поддержки в проведении необходимых исследований и гармонизации стандартов и законодательства, касающегося контроля выбросов в авиационном секторе.

Участники Форума приветствовали прогресс, достигнутый Казахстаном, и призвали ААК сохранять ведущую роль в продвижении и реализации Повестки дня ИКАО в области устойчивого развития авиации в регионе.

В ближайшее время будут проведены многочисленные обсуждения с соответствующими заинтересованными сторонами, чтобы обеспечить взаимную поддержку позиций Казахстана в ходе предстоящей Ассамблеи ИКАО.