Причины низкого сервиса и высоких цен на билеты компании Air Astana выяснили журналисты

Национальный авиаперевозчик Air Astana все чаще мелькает в новостях. И порой не в лучшем свете. Переносы и отмены рейсов, проблемы с безопасностью и другие скандалы все чаще связываются с авиакомпанией, которую несколько лет признавали лучшей в Центральной Азии и Индии.

Редакция Caravan.kz выяснила, что происходит с компанией Air Astana сейчас, передает Avianews.kz.

На сайте Airlines Inform можно найти отзывы об авиакомпаниях со всего мира. У Air Astana 40 % негативных отзывов в целом, однако, если посмотреть исключительно на последнюю страницу с самыми свежими комментариями, ситуация выглядит по-другому. На ней размещены 55 записей с впечатлениями о сервисе национального авиаперевозчика за период с июля 2022-го по январь 2023 года.

Из них только 12 – это примерно 22 % – позитивные, с благодарностями. Еще три комментария относятся к предыдущим записям и не отражают собственный отзыв комментаторов. Это еще 5 %. Таким образом, 73 % впечатлений оказываются негативными. Пассажиры жалуются на задержку рейсов, плохую организацию, грубость персонала, проблемы с возвратом денег. Многие отмечают, что раньше сервис в целом был лучше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чиновники штрафуют

С Комитетом гражданской авиации у перевозчика тоже не все безоблачно. Только с июля по сентябрь 2022 года Air Astana и ее “дочка” Fly Arystan получили семь штрафов на общую сумму 7000 МРП – 21 миллион 441 тысяча тенге.

“В ходе работы установлено, что 16 июля 2022 года рейс КС-853 авиакомпании Air Astana по направлению Алматы – Нур-Султан был задержан на 27 часов 21 минуту по причине ожидания резервного летного экипажа. Во время задержки рейса пассажирам не были предоставлены услуги, предусмотренные действующим законодательством, а именно проживание в гостинице.

В связи с чем 6 сентября в отношении авиакомпании Air Astana за нарушение прав пассажиров во время задержки рейса был наложен очередной штраф размером 1000 МРП (3 миллиона 63 тысячи тенге)”, – так описывается один из случаев, приведших к денежному взысканию.

Ситуацию прокомментировал и Питер Фостер, президент Air Astana.

“Эти проблемы часто вызваны тем, что находится вне нашего контроля. Поэтому мы должны работать с аэропортами, с поставщиками услуг. Конечно, мы ничего не можем поделать с погодой. Аэропорты стараются минимизировать эти проблемы, но, в конечном счете, самое главное – это безопасность полетов. Поэтому, если, например, погодные условия или какое-либо другое событие вызывает задержку рейса, мы всегда будем задерживать этот рейс в интересах безопасности”, – заявил он.

Однако суды считают по-другому.

Например, 26 декабря 2022 года представитель Air Astana обжаловал решение о взыскании, наложенном на компанию ранее. Однако, если изучить материалы заседания, выясняется, что на первое заседание не пришел ни один представитель перевозчика, потому что некая Асель сообщила в мессенджере, что рассмотрения дела не будет. Кто такая Асель, в протоколе не сообщается.

 

 

Причиной для судебного разбирательства послужил иск пассажирки, рейс которой был отменен. Она была вынуждена перебронировать билет на 3 дня позже и при задержке вылета не получила оговоренных законом услуг (горячее питание и т.д.).

 

 

В ноябре было рассмотрено другое дело, о том, что Air Astana отказалась предоставлять горячее питание пассажирам, чей рейс сильно задержался. Представитель авиакомпании объяснил, что регистрация была начата в 12:45, до истечения срока, после которого людей, с утра сидевших в аэропорту, должны были обеспечить обедом. Однако на деле этот срок завершился в 12:15.

 

 

В этом протоколе привлекает внимание еще одна деталь. Смягчающих обстоятельств суд не обнаружил. Зато отягчающее – да. Речь идет о многократном привлечении к ответственности за подобные нарушения закона. Многократные – то есть более 7 раз.

 

 

Одно из этих нарушений выразилось в том, что пассажиров задержали на 30 часов, не предоставив им ни питания, ни гостиницы, которые им положены по закону.

 

 

В другом случае Air Astana сообщила Комитету гражданской авиации недостоверную информацию о количестве потребленного топлива, причем расхождение оказалось весьма значительным

 

 

Другой иск был от пассажира, которого компания внесла в список “недисциплинированных”. что можно рассматривать как вариант “черного списка”. Гражданин обжаловал это решение, и суд счел подобные действия со стороны авиакомпании неправомерными.

 

 

Во всех этих случаях Air Astana должна была выплатить штрафы на суммы от 500 МРП.

Что с ценами

Питер Фостер ранее также прокомментировал ценовую политику компании.

“У Air Astana и, в частности, Fly Arystan очень низкие цены. Сравнительно. Цены на авиабилеты FlyArystan – одни из самых дешевых в мире. Но мой совет всем по поводу цен – всегда покупайте билеты заранее, потому что чем заранее вы покупаете билеты, тем дешевле они будут”, – ответил Фостер.

Однако если сравнить стоимость билетов на популярные у казахстанцев международные направления, становится ясно, что ситуация не соответствует его словам. Так выглядят предложения для прямого перелета по маршруту Алматы-Стамбул на 26 января (дата была выбрана случайная). Если Pegasus Airlines – лоукостер, так что разрыв в цене понятен, – и Turkish Airlines не уступают казахстанской авиакомпании в комфорте, но билеты на их рейсы все равно стоят дешевле, хотя и ненамного.

 

 

Если смотреть варианты перелета в Дубай на этот же день, то разница в цене на билеты становится заметно более ощутимой – в 5 раз, если не рассматривать вариант с Шарджей, который дешевле в 8 раз. При этом Air Arabia – лоукостер, но Flydubai – нет.

 

 

Из Астаны в Стамбул 26 января летят только турецкие самолеты, вариантов от казахстанского авиаперевозчика нет.

 

 

Если же лететь из столицы в Дубай, ситуация следующая: дубайская авиакомпания довезет дешевле, хотя и несколько медленнее.

 

 

Таким образом, становится ясно, что Air Astana по цене билетов сопоставима с зарубежными перевозчиками, однако по уровню сервиса не всегда, если сравнивать не с лоукостерами.

Также можно отметить, что для выплаты условного штрафа в 1000 МРП (3 450 000 тенге) Air Astana нужно будет перевезти всего несколько пассажиров в бизнес-классе. Стоимость этих билетов на сайте авиакомпании по маршруту Алматы – Стамбул на то же 26 января начинается с 452 тысяч тенге. Есть опции и дороже. С количеством ежедневных рейсов для компании это не составит проблемы.

Тем временем задержки все еще продолжаются. В социальных сетях пользователи жалуются на низкий сервис авиакомпании.
Источник фото: caravan.kz.