Национальный авиаперевозчик Air Astana все чаще мелькает в новостях. И порой не в лучшем свете. Переносы и отмены рейсов, проблемы с безопасностью и другие скандалы все чаще связываются с авиакомпанией, которую несколько лет признавали лучшей в Центральной Азии и Индии.
Редакция Caravan.kz выяснила, что происходит с компанией Air Astana сейчас, передает Avianews.kz.
На сайте Airlines Inform можно найти отзывы об авиакомпаниях со всего мира. У Air Astana 40 % негативных отзывов в целом, однако, если посмотреть исключительно на последнюю страницу с самыми свежими комментариями, ситуация выглядит по-другому. На ней размещены 55 записей с впечатлениями о сервисе национального авиаперевозчика за период с июля 2022-го по январь 2023 года.
Из них только 12 – это примерно 22 % – позитивные, с благодарностями. Еще три комментария относятся к предыдущим записям и не отражают собственный отзыв комментаторов. Это еще 5 %. Таким образом, 73 % впечатлений оказываются негативными. Пассажиры жалуются на задержку рейсов, плохую организацию, грубость персонала, проблемы с возвратом денег. Многие отмечают, что раньше сервис в целом был лучше.
Чиновники штрафуют
“В ходе работы установлено, что 16 июля 2022 года рейс КС-853 авиакомпании Air Astana по направлению Алматы – Нур-Султан был задержан на 27 часов 21 минуту по причине ожидания резервного летного экипажа. Во время задержки рейса пассажирам не были предоставлены услуги, предусмотренные действующим законодательством, а именно проживание в гостинице.
В связи с чем 6 сентября в отношении авиакомпании Air Astana за нарушение прав пассажиров во время задержки рейса был наложен очередной штраф размером 1000 МРП (3 миллиона 63 тысячи тенге)”, – так описывается один из случаев, приведших к денежному взысканию.
Ситуацию прокомментировал и Питер Фостер, президент Air Astana.
“Эти проблемы часто вызваны тем, что находится вне нашего контроля. Поэтому мы должны работать с аэропортами, с поставщиками услуг. Конечно, мы ничего не можем поделать с погодой. Аэропорты стараются минимизировать эти проблемы, но, в конечном счете, самое главное – это безопасность полетов. Поэтому, если, например, погодные условия или какое-либо другое событие вызывает задержку рейса, мы всегда будем задерживать этот рейс в интересах безопасности”, – заявил он.
Однако суды считают по-другому.
Например, 26 декабря 2022 года представитель Air Astana обжаловал решение о взыскании, наложенном на компанию ранее. Однако, если изучить материалы заседания, выясняется, что на первое заседание не пришел ни один представитель перевозчика, потому что некая Асель сообщила в мессенджере, что рассмотрения дела не будет. Кто такая Асель, в протоколе не сообщается.
Причиной для судебного разбирательства послужил иск пассажирки, рейс которой был отменен. Она была вынуждена перебронировать билет на 3 дня позже и при задержке вылета не получила оговоренных законом услуг (горячее питание и т.д.).
В ноябре было рассмотрено другое дело, о том, что Air Astana отказалась предоставлять горячее питание пассажирам, чей рейс сильно задержался. Представитель авиакомпании объяснил, что регистрация была начата в 12:45, до истечения срока, после которого людей, с утра сидевших в аэропорту, должны были обеспечить обедом. Однако на деле этот срок завершился в 12:15.
В этом протоколе привлекает внимание еще одна деталь. Смягчающих обстоятельств суд не обнаружил. Зато отягчающее – да. Речь идет о многократном привлечении к ответственности за подобные нарушения закона. Многократные – то есть более 7 раз.
Что с ценами
Питер Фостер ранее также прокомментировал ценовую политику компании.
“У Air Astana и, в частности, Fly Arystan очень низкие цены. Сравнительно. Цены на авиабилеты FlyArystan – одни из самых дешевых в мире. Но мой совет всем по поводу цен – всегда покупайте билеты заранее, потому что чем заранее вы покупаете билеты, тем дешевле они будут”, – ответил Фостер.
Однако если сравнить стоимость билетов на популярные у казахстанцев международные направления, становится ясно, что ситуация не соответствует его словам. Так выглядят предложения для прямого перелета по маршруту Алматы-Стамбул на 26 января (дата была выбрана случайная). Если Pegasus Airlines – лоукостер, так что разрыв в цене понятен, – и Turkish Airlines не уступают казахстанской авиакомпании в комфорте, но билеты на их рейсы все равно стоят дешевле, хотя и ненамного.
Также можно отметить, что для выплаты условного штрафа в 1000 МРП (3 450 000 тенге) Air Astana нужно будет перевезти всего несколько пассажиров в бизнес-классе. Стоимость этих билетов на сайте авиакомпании по маршруту Алматы – Стамбул на то же 26 января начинается с 452 тысяч тенге. Есть опции и дороже. С количеством ежедневных рейсов для компании это не составит проблемы.