Антимонопольщики предложили вывести Fly Arystan из Air Astana

Агентство по защите и развитию конкуренции (АЗРК) провело анализ состояния конкуренции на рынке внутренних регулярных авиаперевозок в стране, и выступило с рядом предложений. Данные были опубликованы 7 ноября, сообщает Avianews.kz со ссылкой на Zakon.kz.

АЗРК отметило, что субъекты рынка перевозок воздушным транспортом входят в одну группу лиц.

Группа лиц в составе АО Air Astana со структурным подразделением Fly Arystan (51% принадлежит АО «ФНБ «Самрук-Казына») и АО QAZAQ AIR (учредитель АО «ФНБ «Самрук-Казына» — 100%). Группа лиц согласно пункту 2 статьи 165 Кодекса рассматривается как единый субъект рынка, — говорится в докладе.

Отмечается наличие барьеров для входа новых авиакомпаний на рынок. Это экономические (объемы первоначальных инвестиций), административные (требования к допуску авиакомпаний к выполнению регулярных внутренних коммерческих воздушных перевозок) ограничения.

Есть и проблемные вопросы развития конкуренции на рынке, которые связаны с высокой стоимостью авиатоплива, отсутствия конкуренции между провайдерами аэропортовых услуг, ограниченного доступа к топливно-заправочным комплексам аэропортов и другие. На авиарынке не развита конкуренция.

Чтобы развить конкуренцию в АЗРК рекомендовали:

  • обеспечить доступ альтернативных поставщиков наземного обслуживания в аэропортах, в том числе независимых поставщиков к продаже авиатоплива на территории аэропортов;
  • выделить как отдельного субъекта рынка FlyArystan;
  • реализовать АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» акций компании АО «QazaqAir»;
  • увеличить доли биржевых торгов авиатопливом;
  • при заключении международных соглашений о воздушном сообщении обеспечивать возможность осуществления перевозок со стороны Казахстана не менее 2-м авиакомпаниям.

Выявлены нарушения:

  • Принцип «меритократии» в деле,
  • Предписание в адрес местного исполнительного органа,
  • Прекращены действия лицензий.

АЗРК приглашает к открытому обсуждению проекта дорожной карты в сфере индустрии и государственной поддержки, — говорится в сообщении.

В Казахстане работают 6 отечественных авиакомпаний.

Вместе с тем, по данным авиакомпаний АО «Жезказган-Эйр», АО «Жетысу» и АО «Южное небо». Эти авиакомпании выполняют санитарные и чартерные рейсы в границах Республики Казахстан. Они не осуществляют внутренние регулярные (коммерческие) рейсы. В связи с чем, в этом анализе объемы этих авиакомпаний не учитывались.

В Казахстане услуги воздушного транспорта подорожали на 20% за год, говорится в отчете Бюро национальной статистики Казахстана.