Прокуроры предложили агентству по защите и развитию конкуренции (АЗРК) принять меры в отношении комитета гражданской авиации (КГА) министерства транспорта, а также против самого минтранспорта Казахстана, передает Avianews со ссылкой на КазТАГ.
«Предлагаю: 1. Рассмотреть настоящее представление с принятием мер к устранению нарушений законности, причин и условий, им способствующих. 2. Принять меры антимонопольного реагирования в отношении КГА и министерства транспорта Республики Казахстан», — говорится в представлении заместителя главного транспортного прокурора Руслана Исаева.
Достоверность копии документа, который в четверг на своем Telegram-канале опубликовал журналист Михаил Козачков, редакции КазТАГ уже подтвердили в главной транспортной прокуратуре.
«Главной транспортной прокуратурой в рамках проводимой проверки в деятельности КГА министерства транспорта выявлены прямые признаки нарушений в области защиты конкуренции и соблюдения указа главы государства «О мерах по либерализации экономики» (№542 от 8 мая 2024 года, далее – указ). Указ устанавливает комплекс правовых, экономических условий и гарантий, направленных на обеспечение свободы предпринимательства, развитие конкуренции, сокращение государственного участия в экономике и снижение издержек для бизнеса», — отмечается в документе.
Прокуроры обращают внимание, что одним из ключевых положений данного нормативного правового акта является исключение незаконного вмешательства государства в рыночные отношения и обеспечение равных условий для всех участников рынка.
«Проверка показала, что КГА, вместо выполнения задач, возложенных на него законодательством, включая указ, осуществляет действия, выходящие за пределы его полномочий. В частности, комитет ежемесячно утверждает график распределения авиатоплива, произведенного отечественными обладателями ключевых мощностей и другими ресурсодержателями, который направляет субъектам гражданской авиации с требованием его соблюдения. Согласно пункту 7 статьи 18 закона Республики Казахстан «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов», полномочия по утверждению плана поставок нефтепродуктов на предстоящий месяц возложены исключительно на министерство энергетики. Действия же КГА по формированию графика распределения авиатоплива являются незаконными, поскольку данный орган не обладает для этого правовыми основаниями», — подчеркнули в главной транспортной прокуратуре.
Более того, отметили представители надзорного органа, КГА при утверждении графика, руководствуется протоколом совещания двух министерств, срок действия которого истек еще в 2022 году, что лишь подчеркивает недопустимость таких действий.
«Положение о КГА, утвержденное приказом министра транспорта №17 от 29 сентября 2023 года, и правила равного доступа к ключевой мощности нефтепродуктов (утверждены приказом председателя агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан от 13 июня 2022 года №15), не наделяют КГА полномочиями утверждать такие графики. Подобные действия КГА создают неоправданные преимущества для отдельных участников рынка, что представляет собой недопустимое вмешательство в рыночные отношения и нарушает принципы свободной конкуренции», — сказано в представлении.
Как отмечается, неэффективность и нецелесообразность ежемесячного распределения авиатоплива подтверждаются данными от ресурсодержателей.
«Например, ТОО «ҚазМұнайГаз-Аэро» сообщает о профиците авиационного топлива в зимний период на фоне общего снижения спроса, что приводит к отказам субъектов гражданской авиации от его покупки. В совокупности указанные факты подтверждают, что вмешательство КГА в распределение авиатоплива ведет к неэффективному использованию ресурсов и создает дополнительные препятствия для участников рынка», — добавили транспортные прокуроры.
Они пояснили, что согласно статье 194 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, антиконкурентными действиями считаются действия государственных и местных исполнительных органов, а также организаций, наделенных государственными функциями регулирования рынка, направленные на предоставление отдельным субъектам рынка льгот или преимуществ, ставящих их в привилегированное оложение по сравнению с конкурентами, либо создающие неблагоприятные или дискриминационные условия для деятельности по сравнению с конкурентами.
«Устранение таких регуляторных и административных барьеров является необходимым для восстановления свободной конкуренции. Таким образом, администрирование КГА является ограничением свободной конкуренции и вмешательства государства в рыночные отношения, предоставляя преимущество отдельным ресурсодержателям авиатоплива», — говорится в представлении в адрес АЗРК.