Air Traffic Safety Electronics Personnel (ATSEP) — персонал по электронике (электронной технике) безопасности воздушного движения, термин Международной организации гражданской авиации (ICAO), обозначающий инженеров-электронщиков, занимающихся созданием и поддержкой наземных электронных аппаратных и программных систем, используемых для поддержки аэронавигации и управления воздушным движением. Данное направление в нашей сфере гражданской авиации закреплено за службой ЭРТОС. Специфику и результаты работы Юго-Восточного Регионального Центра ОВД РГП «Казаэронавигация» корреспондент Avianews.kz обсудил с заместителем начальника службы по эксплуатации радиотехнического оборудования и связи Диасом Муслимовым. Региональный центр в части материально-технического оснащения и укомплектованности штата является в республике одним из передовых.
— Диас Ержанович, здравствуйте! Позвольте начать с вводного вопроса касательно вашего пути в авиации. Почему выбрали это направление, где начинали свою карьеру и изменились ли за это время технологии, подходы?
— Признаюсь честно, в особенностях работы подразделения ЭРТОС, не так просто разобраться. Попробуем с вашей помощью «прояснить картину» и простыми словами рассказать чем занимается ваша служба. Из чего состоит сегмент ЭРТОС в области обеспечения безопасности полетов?
Основные составляющие безопасности полетов – персонал, оборудование и процесс.
Служба по эксплуатации радиотехнического оборудования и связи организует и осуществляет радиотехническое обеспечение полетов (РТОП) воздушных судов и авиационную электросвязь (АЭС) в установленной зоне обслуживания воздушного движения, а также техническую эксплуатацию этих средств.
— С какими службами непосредственно взаимодействует ЭРТОС, материально -техническое оснащение регионального подразделения и его соответствие требованиям сегодняшнего времени?
— Служба ЭРТОС взаимодействует со многими службами не только внутри филиала, но и со службами аэродромов, авиакомпаниями, поставщиками оборудования,
— Можно ли стопроцентно довериться техническим средствам связи, или важен также человеческий фактор. Бывали ли случаи, когда оборудование подводило и возможна ли в перспективе автоматизация большей части процессов?
— Современные системы устремлены как можно больше снять нагрузку с человека, имея в своем составе некую автоматизацию, резервирование и прочие оснастки, но человеческий фактор всегда был и будет присутствовать. Случаи бывали, на это есть много факторов помимо человека, и повторение этих случаев являются маловероятным, благодаря нашей системе управления безопасностью полетов. Автоматизации есть куда стремиться, думаю в ближайшем будущем еще будут изменения.
— И в завершение, актуальный вопрос для желающих связать свою жизнь с авиацией. Каким образом укомплектовывается штат, требования для кандидатов и какие ключевые навыки являются первостепенными?
— К подбору кадров мы относимся очень внимательно, для нашей службы важен качественный подбор квалифицированного персонала. Ведь персонал является одним из основных факторов обеспечения безопасности полетов.
Наличие высшего технического образования еще не говорит о компетентности данного кандидата. Первостепенно — внимательность, дисциплинированность, слаженный ум, также имеется требование НПА к работникам службы ЭРТОС – это наличие в приложении к диплому об окончании ВУЗа сведений об изучении предметов в области радиотехники в количестве не менее 1600 академических часов.
Это очень полезная информация для абитуриентов и выпускников технических вузов. Благодарю за интервью!