Ультрадальний Airbus A321XLR совершил первый полет

Airbus приступил к программе летных испытаний нового узкофюзеляжного самолета со значительно увеличенной дальностью — A321XLR. Программа рассчитана на 1 тыс. ч полетов, первый из которых испытательный серийный образец MSN 11000. Об этом сообщает Avianews со ссылкой на ATO. 

Самолет с двигателями LEAP-1A производства CFM International вылетел с базы Airbus Гамбург—Финкенвердер и совершил полет над Северным морем и севером Германии.

Следующий образец, MSN 11058, будет оснащен американскими двигателями Pratt & Whitney PW1100G-JM и, по сведениям Гари О’Доннелла, руководителя программы A321XLR, присоединится к испытаниям в III квартале 2022 года. Третий, MSN 11080, с двигателями CFM и полностью оборудованным пассажирским салоном будет использоваться для моделирования коммерческой эксплуатации на типичных маршрутах.

Airbus A321XLR (extra long range) — экстрадальнемагистральная версия узкофюзеляжного A321neo. Цель Airbus — увеличить дальность до 8700 км, на 1300 км больше, чем у A321LR. Портфель заказов на эту модель насчитывает более 500 единиц — свидетельство того, что Airbus создает новый рыночный сегмент: возможность для авиакомпаний осуществлять дальнемагистральные рейсы на узкофюзеляжных самолетах нового поколения. Сама концепция не нова — Boeing 757 летает через Атлантику уже несколько десятилетий, — но Airbus заявляет, что XLR будет способен выполнять аналогичные рейсы существенно экономичнее.

По сравнению с версией LR (long range) Airbus увеличил максимальный взлетный вес XLR на 4 т (до 101 т). Типичные конфигурации салона предоставляют место для 180–220 кресел; в плотной моноклассной рассадке можно уместить до 240 пасс. Увеличенный вес ВС потребовал некоторых модификаций — и заодно Airbus предложил еще ряд доработок. Так, XLR будет оснащаться новыми шасси производства Safran с усовершенствованной конструкцией, а также новыми колесами. Одной из особенностей конструкции является один амортизатор вместо двух. Конструкция фюзеляжа была усилена в нескольких местах. Также обычную механическую систему управления рулем высоты заменила электрическая. Но главной составляющей увеличения дальности является, конечно, дополнительный топливный бак в задней части центроплана емкостью 19,2 тыс. л. Он является элементом силовой структуры и в настоящее время тщательно изучается инспекторами Европейского агентства по безопасности авиаперевозок (EASA) на предмет пожарной безопасности и защиты от разрушения при аварийных ситуациях.

Даты первых поставок сдвинулись с конца 2023-го на начало 2024 года, поскольку процесс сертификации занимает больше времени, чем рассчитывал европейский производитель.

Для дальнейшего увеличения дальности авиакомпании могут воспользоваться опцией дополнительного бака в переднем багажном отсеке. По словам O’Доннелла, до половины заказчиков предпочитают эту опцию, которая позволяет менять соотношение полезной нагрузки и дальности. На A321LR четыре съемных бака являются стандартом.