Создание АО «Авиационная администрация Казахстана» позволило повысить качество сертификации и контроля в сфере гражданской авиации, передает avianews.kz со ссылкой на Комитет гражданской авиации.
В Комитете напомнили, что за последние 3–4 года во исполнение поручения Елбасы в рамках 68-го Шага Плана нации «100 конкретных шагов» и поручений Президента была проведена кардинальная реформа подходов по управлению гражданской авиации.
Принятые меры позволили повысить эффективность контроля и надзора, улучшить имидж гражданской авиации Казахстана на международной арене. Была создана АО «Авиационная администрация Казахстана», основной функцией которой является технический контроль и надзор в области безопасности полетов и авиационной безопасности.
Отмечается, что такой подход был внедрен впервые в Казахстане, и среди стран СНГ. Подобная модель управления распространена во всех странах Европейского агентства гражданской авиации (EASA), применяется в развитых странах (Сингапур, ОАЭ, Франция и др.) и признана ИКАО.
«Новая модель регулирования отрасли гражданской авиации полностью соответствует документам ИКАО и не противоречит нашему законодательству. Государственные функции, формирующие власть в сфере гражданской авиации, остаются за Комитетом гражданской авиации: определение государственной политики, принятие НПА, осуществление тарифного регулирования, определение стратегии и назначение руководства уполномоченной организации», — говорится в сообщении.
По информации ведомства, такая модель соответствует передовому международному опыту. Так, например, в США политику в области транспорта осуществляет Управление транспорта (Department of Transport), а Федеральное управление гражданской авиации (FAA) занимается реализацией контрольно-надзорных функций.
Аналогичная модель используется в Сингапуре, ОАЭ, Австралии, Новой Зеландии, Чехии и других странах. При таком подходе уровень соответствия стандартам ИКАО по безопасности полетов составляет: в США – 91%, Франции – 95%, Сингапуре – 98%, ОАЭ – 98%, Австралии – 83%, Новой Зеландии – 84%, Чехии – 91%.
«По итогам аудита ИКАО (2017) уровень соответствия Казахстана стандартам по безопасности полетов составляет 74%. Данный результат выше среднемирового уровня (63%) и практически соответствует среднеевропейскому (76%). По авиационной безопасности уровень соответствия Казахстана стандартам ИКАО составляет 83%, что на 11% выше среднемирового (72%)», — подчеркнули в КГА.
Согласно информации Комитета, в целом, благодаря созданию ААК, стало возможным успешное устранение главных замечаний ИКАО, которые были выявлены еще во время аудита 2009 года: недостаток квалифицированных сотрудников и недостаток эффективного контроля над сертификацией авиакомпаний и воздушных судов.
«Вследствие недостатка квалифицированных сотрудников наблюдалась низкая эффективность контроля над сертификацией авиакомпаний и воздушных судов. В какой-то мере он велся в декларативном порядке, то есть люди не выезжали на место, чтобы осмотреть самолет, продлить его воздушную годность, а делали это только на бумаге, не имея при этом достаточной квалификации. Внедренная модель повысила качество проведения сертификации и контроля. Улучшение условий труда позволило ААК стать конкурентной в отрасли и дало возможность привлекать высококвалифицированных профессионалов гражданской авиации», — объяснили в ведомстве.
В сфере безопасности полетов и авиационной безопасности Авиационной администрацией в 2020 году проведено: 65 инспекционных проверок, 9 сертификаций авиакомпаний, 17 аудитов в сфере аэронавигации, 31 сертификаций аэродромов, 19 инспекционных проверок аэродромов. По результатам которых приостановлена деятельность 8-и авиакомпаний, не соблюдающих требования по безопасности полетов, в том числе «Бек Эйр», 3 авиакомпании, занимавшиеся незаконной перевозкой сомнительных грузов, что вызвало негативную реакцию со стороны Совета Безопасности ООН, и др.
«В момент серьезных вызовов новая модель проявила оперативность и гибкость, тем самым доказав свою состоятельность и эффективность. Положительные результаты стали возможны, в том числе, благодаря устранению устоявшихся связей между инспекторами и авиапредприятиями, которые имели коррупционные риски и не обеспечивали объективное и независимое принятие решений… В настоящее время в целях успешного прохождения предстоящего аудита ИКАО прорабатывается вопрос повышения эффективности работы данного направления. Рассматриваются различные варианты, в том числе делегирование функций Управления по расследованию авиационных происшествий и инцидентов (УРАПИ) МИИР РК межгосударственному или региональному органу по расследованию инцидентов», — заключили в Комитете гражданской авиации.