Вопросы безопасности полетов в гражданской авиации поднял депутат сената Талгат Мусабаев, передает avianews.kz со ссылкой на Total.kz.
«В цивилизованном мире принято, что функции сертификации, контроля и надзора в гражданской авиации разделены между разными госорганами. Это делается, чтобы исключить самоуправство, коррупционную составляющую, превышение и злоупотребление полномочиями при выполнении госфункций. Непринятие этого принципа в итоге приводит к снижению уровня безопасности полетов с тяжелыми последствиями», — напомнил Мусабаев в депутатском запросе на имя премьер-министра.
Он напомнил, что международная организация гражданской авиации ИКАО предъявляет аналогичные требования, которые практикуются в передовых странах мира — США, Великобритании, Франции, Германии и других.
Однако, как сообщил сенатор, сегодня в Казахстане госфункции по сертификации, надзору и контролю в авиации законодательно закреплены за уполномоченным госорганом — комитетом гражданской авиации МИИР, но фактически внутренними документами эти госфункции переданы субъекту коммерции — АО «Авиационная администрация Казахстана».
«Таким образом, КГА самоустранился от исполнения возложенных на него госфункций. В настоящее время КГА фактически является органом без этих госфункций, что ставит вопрос вообще целесообразности этого комитета. С учетом изложенного предлагается вернуть здравый смысл и направить решение вопроса в законное русло. В связи с этим необходимо вернуть госфункции по надзору и контролю в гражданской авиации в комитет. А поскольку АО «Авиационная администрация Казахстана» уже создано, то оставить ему функции по сертификации. Или другой вариант: придать АО статус госоргана. То есть статус госучреждения со всеми вытекающими законодательными последствиями и ответственностью, возложив на него исполнение госфункций», — объяснил сенатор.
Другой вопрос, который поднял депутат, касается расследования авиационных инцидентов и происшествий. Он напомнил, что идет процесс незаконного лоббирования передачи опять же в Авиационную администрацию Казахстана еще одной важной госфункции — расследования авиапроисшествий и инцидентов.
Однако, как считает Мусабаев, расследование в гражданской авиации, согласно приложениям 13 и 19 и другим документам ИКАО, должно быть полностью независимо от уполномоченных органов в сфере гражданской авиации для исключения конфликтов интересов и обеспечения качества и объективности проводимых расследований.
«Это позволит достичь требуемой независимости процесса расследований. И это согласуется с позицией ИКАО для стран, которые могут не обладать необходимыми ресурсами для выполнения своих обязанностей по расследованию, такими как Казахстан. Также предлагается другой вариант, заключающийся в передаче этой функции министерству по ЧС, которое по закону занимается всеми серьезными инцидентами и авариями», — предложил Мусабаев.
На заседании предложили госфункции по расследованию авиапроисшествий и инцидентов в гражданской авиации передать в ведение МЧС. Также был предложен другой вариант: передать данные госфункции в ведение независимых региональных органов расследования, таких как МАК или другие международные региональные организации.
«Для решения указанных проблемных вопросов необходимо срочно создать независимую комиссию, включая КНБ, который не будет подотчетен заинтересованному МИИР. В противном случае мы рискуем снова стать свидетелями череды авиационных происшествий и инцидентов, приводящих к тяжелым последствиям», — заключил Мусабаев.