Многие видели фотографии или видео того, как самолёты сбрасывают топливо в полете, но далеко не все осведомлены о причинах и особенностях этого процесса. Сброс топлива — это довольно редкое явление. Во-первых, лишь некоторые современные авиалайнеры оснащаются системой распыления топлива. Во-вторых, сброс топлива на пассажирских авиалайнерах применяется только в тех случаях, когда самолет совершает вынужденную посадку, передает Avianews.kz со ссылкой на ixbt.com.
Для каждого самолета производителем устанавливаются 2 значения: максимальная взлетная масса и максимальная посадочная масса. Второе значение почти всегда меньше первого, так как подразумевается, что самолет израсходует большое количество топлива в полете. Ограничение посадочной массы связано с тем, что при посадке нагрузка на шасси значительно выше, чем при взлёте.
Если во время приземления вес самолета превышает допустимое значение, то возможно повреждение шасси и других элементов конструкции, за которым последует дорогостоящий ремонт или вообще списание авиалайнера. Кроме того, превышение посадочной массы означает бóльшую силу инерции и бóльший тормозной путь, то есть будет риск выкатиться за пределы взлетно-посадочной полосы при недостаточной её длине.
Для примера рассмотрим самолет Boeing 747-8. Его вес в пустом состоянии ~ 220 тонн. Максимальная полезная нагрузка (вес пассажиров и их багажа) — 76.7 тонн. Добавляем к этому 151 тонну авиационного керосина и получаем максимальную взлетную массу в 447.7 тонны.
Максимальная посадочная масса для Boeing 747-8 составляет 312 тонн. Таким образом, за время, проведенное в воздухе, самолет должен израсходовать по меньшей мере 135.7 тонн топлива. Однако если маршрут меняется и самолету приходится приземляться в ближайшем аэропорту, то массу снижают путем сброса лишнего топлива. На это обычно уходит не так много времени. Boeing 747-8 способен распылить около 2 тонн керосина за минуту, а Airbus A340-300 — почти 5 тонн за минуту.
Эта процедура проводится на высоте как минимум 1800 метров над землей. Чаще всего сброс происходит в удалении от городской застройки, над крупным водоемом при наличии такого поблизости; конкретное место определяют диспетчеры в аэропортах. Другие рейсы перенаправляются таким образом, чтобы они не попадали в керосиновое облако. Будучи распыленным, авиационное топливо быстро испаряется, практически никогда не достигая земли.
Многие самолеты не оснащаются системами для распыления топлива, к их числу относятся, например, Airbus A320 и Boeing 737. В случае вынужденной посадки им приходится либо кружить в окрестностях аэропорта (как на картинке выше), сжигая лишний керосин, либо всё-таки приземляться с превышением по посадочной массе, принимая все риски.
Сливать керосин в полёте умеют не только гражданские самолеты, но и военные. Это может применяться как для снижения массы, так и с целью проведения зрелищного шоу. При этом сброшенное топливо моментально поджигается.
В частности, в Австралии для этого использовался истребитель F-111C. Он участвовал в закрытии олимпийских игр в Сиднее в 2000 году и в некоторых других мероприятиях. F-111C идеально подходит для выполнения маневра «сброс и сжигание», поскольку его патрубок сброса топлива расположен вблизи сопла реактивного двигателя.