«Элита армии»: Как обучают военных летчиков в Казахстане

Фото: gov.kz

В военном институте сил воздушной обороны имени дважды Героя Советского Союза генерал-майора авиации Талгата Бегельдинова прошел пресс-тур для представителей СМИ и блогеров в честь празднования Дня Республики, передает Avianews.kz.

Стоит отметить, что военный институт Сил воздушной обороны (ВИСВО) в этом году отметил 50-летие. За полувековую историю учебное заведение, расположенное в Актобе, подготовило тысячи будущих лётчиков и авиаинженеров.

Учебное заведение ведет свою историю со дня основания летом 1974 года Актюбинского высшего летного училища гражданской авиации. В 1994 году здесь был открыт Военный факультет Военно-воздушных сил, а через два года учебное заведение было преобразовано в Актюбинское высшее военное авиационное училище. Уже летом 1998 года состоялся первый выпуск офицеров. Сегодня выпускники института с достоинством и честью выполняют поставленные задачи, вносят весомый вклад в повышение обороноспособности Казахстана.

Помимо авиационных специалистов здесь готовят военных медиков, а с прошлого года начался набор курсантов для подготовки будущих офицеров-моряков.

В течение дня участникам представилась возможность наблюдать демонстрационные полеты самолетов L-410 и Zlin-242, а также подготовить репортаж с борта вертолета Ми-8.

Кроме того, журналисты побывали в музее Т.Я. Бигельдинова и ознакомились с повседневной жизнедеятельностью солдат срочной службы.

«На сегодняшний день наш институт является многопрофильным учебным заведением, где осуществляется подготовка по семи специальностям и пятнадцати квалификациям. В их числе — будущие летчики и инженерно-технический состав, а с недавних пор также военные медики и моряки. Учебный процесс организован в соответствии с руководящими документами Комитета по контролю в сфере образования и науки. Учебный процесс наших курсантов неразрывно связана с практическим обучением. После изучения теории в стенах института, они проходят стажировку на учебных аэродромах и в войсковых частях военно-воздушных сил», — рассказал первый заместитель начальника по учебной и научной работе ВИСВО подполковник Сабит Куртаев.

По его словам, в последнее время активно модернизируется учебно-материальная база института.

«В прошлом году мы получили два учебно-транспортных самолета Л-410 производства Чехии, а курсанты фронтовой авиации проходят летную практику на модернизированных самолетах Л-39. Эти воздушные суда соответствуют всем современным требованиям и оснащены по последнему слову техники, включая стеклянные кабины. Кроме того, мы недавно начали подготовку операторов беспилотных летательных аппаратов, что является актуальной задачей в современных условиях», — добавил подполковник Сабит Куртаев.

Вместе с тем, специально для журналистов были организованы интервью с руководством института, военнослужащими и курсантами.

«В 2023 году окончил по специальности эксплуатация воздушных вертолетов государственной авиации. В период паводков наш экипаж проявил героизм, оказывая помощь в ликвидации последствий. Мы летали в поселки, затопленные водой, эвакуировали людей, грузы и имущество. Я считаю, что сделали всё возможное, чтобы помочь в этой сложной ситуации. Мы начали работу с первых дней паводков, доставляя гуманитарную помощь в труднодоступные районы. На вертолеты загружались продукты и необходимые товары, которые мы доставляли туда, где это было жизненно важно. Мы также забирали людей из этих районов с помощью специального оборудования — ЛПГ-150. Работали на разных вертолетах, так как на вооружении у нас 7 вертолетов, и экипажи сменялись по очереди. Были ситуации, когда люди эвакуировались вместе с животными — мы не могли отказать, забирали с собой и собак, и кошек. Мы старались никого не оставлять, по мере возможностей загружая на борт всех нуждающихся», — поделился старший летчик-инструктор штурман лейтенант Али Орынбаев.

«На данный момент у меня 200 часов налета. Я служил в Шымкентской авиационной базе и в июне месяце перевелся сюда на повышение, теперь у меня должность старшего летчика-инструктора. Теперь моя задача — обучать курсантов и офицеров летному мастерству на модернизированном Ми-8МТ. Работа летчиком мне нравится, это была моя мечта с детства — посвятить свою жизнь военной авиации. Гражданская авиация, безусловно, тоже важна, но спасать людей и совершать героические поступки — это привилегия именно военной авиации. Я выбрал этот путь осознанно. После окончания контракта я обязан отслужить 15 лет в вооруженных силах», — заключил молодой летчик.

Необходимо подчеркнуть, что ВИСВО — единственный военный институт в Центральной Азии, осуществляющий обучение летного и инженерно-технического состава.