Казахстанская полиция для выполнения своих задач по обеспечению безопасности в обществе использует современные технологии и технику: как наземные, так и воздушные. И если специфика их немного отличается, то задачи едины: помощь в чрезвычайных ситуациях, при возникновении угрозы жизни и здоровью людей. В Министерстве внутренних дел эти функции возложены на авиацию Национальной гвардии. О специфике работы службы в материале Avianews.kz.
Как рассказал нам командир воинской части 3656 – авиационной базы Нацгвардии полковник Дмитрий Бастер, сейчас на вооружении авиации находятся надежные и неприхотливые в обслуживании самолеты Ан-26 и вертолеты Ми-8, произведенные еще в советское время. А также их усовершенствованные типы и модификации зарубежного производства – Ан-74 и Ми-171. В конце 2018 года поступил военно-транспортный самолет Y-8 (аналог советского Ан-12), который позволяет совершать беспосадочный перелет на расстояние более четырех тысяч километров и одновременно перевозить до 20 тонн груза.
Напомним, что до 2021 года, в связи с небольшой численностью личного состава и техники, авиабаза именовалась эскадрильей. Сейчас штатную численность авиационной базы составляют более 500 человек: в основном, летчики и инженеры. Эффективность и результативность работы зависит от их слаженного тандема.
– Как говорят у нас в авиации: «Инженер, запомни! Летчика ждут дома», – поделился секретами своей службы командир. – То есть от того, как инженер подготовит борт к полету, зависит и качество полета.
Тут я не могла не поинтересоваться о суевериях в части: все-таки профессия ответственная, сопряженная с рисками. Как оказалось, военнослужащие особо в приметы и суеверия не верят. Но служащие постарше не приветствуют вылеты 13-го числа.
Задача авиационной базы заключается в перевозке личного состава, военной техники и вооружения, грузов, обеспечении управления войсками, эвакуации раненых и больных, ведении визуальной воздушной разведки. Также техника задействуется в проведении поисково-спасательных работ, различных операций совместно с взаимодействующими органами и выполнении специальных задач.
Так, во время нашей беседы на аэродром базирования приземлился вертолет Ми-8. Семитонная махина вернулась после выполнения задач по облету территории в рамках республиканского оперативно-профилактического мероприятия МВД «Карасора». По словам Дмитрия Анатольевича, теперь несколько дней вертолет будет находиться здесь. До следующего вылета будет проведен текущий ремонт, устранение возникших неполадок и обязательно – заправка.
Наряду с этим личный состав части принимал участие в ликвидации последствий землетрясений в Сирии и Турции. В феврале самолеты Y-8 совершили в Сирию четыре рейса и доставили порядка 140 тонн гуманитарной помощи. К слову, рейс в Сирию выдался тяжелым. Катастрофу природного характера усугубляли военные действия. Взлетно-посадочная полоса была разрушена. Не обошлось без казусов. Казахстанский борт на какое-то время потерял навигацию, буквально «долетели по приборам». В Турцию двумя рейсами доставили более 70 тонн гумпомощи. И как потом говорили члены экипажа, в обеих странах тепло приветствовали казахстанцев и бесконечно благодарили за помощь.
– Наша служба не остается вне внимания руководства страны, – не без гордости рассказывает полковник Бастер. – Ряд офицеров и военнослужащих по контракту награждены государственными и ведомственными наградами. Среди них командир авиационного отряда майор Курмангали Топанов, получивший орден «Айбын» II степени, и командир корабля литерного авиационного отряда капитан Берикболсын Хабиболла, которому была вручена медаль «Жауынгерлік ерлігі үшін».
Также ранее авиация была задействована в событиях по предотвращению терроризма и экстремизма в Актау, Жанаозене, Актобе, перевозила личный состав во время январских событий.
А начиная с этого года авиатехника Национальной гвардии, наряду с МСЧ, будет привлекаться и к тушению крупных пожаров. Для этого на средства из резерва Правительства приобретены специальные водосливные устройства.
Первым делом самолеты… и вертолеты
Конечно, не всем под силу и уму управление специальной техникой. Здесь требуются: во-первых, желание, а также отменное здоровье, хорошая физическая форма, отличные знания по математике и физике. Кроме того, претендент в летчики должен обладать необходимыми профессиональными задатками, стрессоустойчивостью и координацией действий. Еще одно немаловажное условие – постоянное совершенствование и обновление знаний.
Сейчас военнослужащие части – инженерного и летного состава – находятся на обучении в КНР. Также ежегодно они проходят переподготовку в Российской Федерации, в городах Воронеж, Сызрань, Краснодар. И на базе Военного института Сил воздушной обороны имени Т. Я. Бегельдинова в Актобе.
Авиация – это род войск, требующий ежедневных тренировок и постоянного самосовершенствования.
– В этом году впервые в Казахстане мы разработали Положение о парашютной подготовке. Согласно ему, каждый летчик должен два раза в год совершить прыжки с парашютом. На случай, если самолет/вертолет будет терпеть крушение, – поделился Дмитрий Бастер.
Профессия летчика подразумевает жесткие требования к здоровью, регулярные медосмотры. Ведь от этого зависит жизнь не только его самого, но и всего борта.
К слову, женщин среди летчиков нет, но есть бортпроводницы, которые наряду с летчиками выполняют все нормативы, в том числе по прыжкам с парашютом.
Новой авиабазе – быть!
Командир части не только рассказал о специфике службы их военнослужащих, но и поделился хорошей новостью. Подходит к концу строительство новой авиационной базы. По его словам, это повысит мобильную эффективность войск, поможет оперативно перебрасывать технику и личный состав войск в любую точку страны, а также участвовать в операциях при чрезвычайных ситуациях.
В новой авиабазе предусмотрены все условия и для сотрудников, и для размещения авиапарка: большой ангар, диспетчерский пункт, столовая, библиотека, музей…
Торжественное открытие запланировано на начало следующего года.
Гулжанат ЖУБАНИЯЗОВА,
фото Медета АШІРБЕКОВА