В конце июня решили нашей небольшой семьей ощутить истинный дух приключений и отправиться на Алаколь на своем автомобиле. Конечно же, путь не близкий и без ночевки в промежуточном городе нам точно не обойтись, но так мы не будем зависеть от расписаний общественного транспорта и других факторов, рассказал читателям о своем путешествии корреспондент Avianews.kz.
Задумывая эту поездку, целью было посетить места, с которыми связаны детские воспоминания. Озеро Алаколь — одно из таких мест. Каждое лето, раньше я приезжал на это озеро.
«Пестрое озеро» — именно так переводится его название с казахского языка. И не зря, так как утром озеро радует глаз нежной бирюзой, а на исходе дня преобладают лазоревые тона. На изменение цветовой палитры оказывают влияние многие факторы, в том числе и погодные условия. Когда сильный ветер поднимает шторм на Алаколе, его вода сразу мутнеет и темнеет.
По легенде здесь любил делать остановку Чингисхан, чтобы дать многотысячной своей армии восстановиться и залечить раны.
В советское время сюда отправляли космонавтов на восстановление после полетов.
Есть на восточной стороне целый санаторий «Барлык-Арасан».
Раньше в советское время попасть сюда было не так-то просто. Это была закрытая пограничная зона, в которую необходимо было пропуск получать в КГБ — с Китаем в то время мы не очень-то дружили, а в этих местах и произошло военное столкновение между Китаем и СССР в 1969 году. Местность здесь безлюдная и только редкие аулы встречаются путникам.
Маршрут:
- Нур-Султан (старт);
2. Павлодар;
3. Семей;
4. Калбатау;
5. Аягоз;
6. Урджар;
7. Кабанбай (финиш).
Теперь по порядку.
— Выезжали из Нур-Султана в примерно в 4 часа дня, до Павлодара 4-х полосный автобан, где на круизе можно смело держать скорость в 140 км/ч (максимально разрешенная). Доехали за 3 часа, дозаправились и дальше двинули в Семей. Тут надо пояснить: для тех, кто не планирует заезжать в Павлодар, есть объездная дорога.
Не доезжая до города примерно километров 10 (до п. Ленинский) будет поворот на право. Если едете днем, все указатели есть — не промахнётесь. Но вот ночью, указатель на объездную по каким то причинам не отражает свет (как должны делать все знаки) и поэтому именно слово «Семей» очень плохо видно, поэтому будьте осторожны и не проскочите.
Перед выездом из Павлодара будут две заправки «КазМунайГаз» и чуть подальше «Pegas». По бензину не знаю, но по магазину советую вторую точку, так как в «КазМунае» в магазине практически ничего нет, а дорога не близкая))
— От Павлодара до Семея дорога отличная. Не автобан, но покрытие аналогичное. Двухполосная идеальная трасса. Долетели тоже примерно часа за три. Если не учитывать остановки, то в целом от Астаны до Семска доехали примерно за 6 часов.
В новом областном центре рекомендую переночевать в одной из гостиниц. В противном случае вы и ваши пассажиры просто выдохнетесь и не сможете продолжить путь.
В отеле мы были примерно в 10 часов ночи. Переночевав, утром, часов в 8 отправились дальше на юг до самого побережья Алаколя.
— От Семска до Калбатау (где-то 150 км) дорога аналогичная той, что от Павлодара до Семска прям шикарная трасса. Дальше начинается полная *опа. Дорога от Калбатау до Аягуза на реконструкции и поэтому вся в объездах. Объезды в целом нормальные, но иногда встречаются прям стиральные доски. Местами топил по объездной до 100 км/ч. Много фур и грузовых машин. Доехали примерно к 4 часам дня. К слову, выбор в придорожной забегаловке за Аягузом, где мы пообедали не богат, но цены как в Астане в хорошем кафе)).
— Последний плохой участок дороги от Аягоза и примерно 90 км в сторону Урджара. Там дорога еще хуже, очень много объездов, яма на яме. Зато после и прямо до самого Алаколя начинается отличный асфальт — Кайф…
Важно знать, что п. Кабанбай который и является конечной точкой, на некоторых картах указан как Жарбулак.
Дальше при въезде в зону отдыха красуется множество гостиниц, баз отдыха, пансионатов, как современных дорогих, так и дешевых домиков барачного типа. Они тянутся длинной вереницей вдоль озера и на несколько километров в ширину. Тут же видишь автостанцию, аптеки, магазины, кафе, бары, рестораны, в том числе открытые площадки, шашлычные, лагманхану, национальные кухни на любой вкус — и восточные, и европейские, и очень много людей.
Озеро само окружено горами, в которых есть проход шириной 10 км — Джунгарские ворота. Здесь зафиксированы самые сильные ветра на планете Земля! Из-за этого, на казалось бы, спокойном озере, бывают поистине морские штормы. Шторм начинается неожиданно и очень стремительно. Если рыбачишь на весельной лодке, то, как только на воде появились белые «барашки» — бросай все и греби к берегу что есть мочи — можно и не успеть. И таких случаев хватало.
Говоря о Джунгарских воротах, нельзя не упомянуть трагические события, которые сделали этот район полностью закрытой территорией. Произошло это более полувека назад и затем, в течение двадцати лет здесь была почти что прифронтовая полоса — всё движение на этом участке было закрыто, рельсы разобраны, гражданского населения практически не осталось, вдоль границы была построена линия обороны – окопы, доты, блиндажи, огневые точки.
Что же произошло 13 августа 1969 года в нескольких километрах от берега озера?
Это было время крайне напряжённых отношений между Советским Союзом и Китаем. После боёв на острове Даманском (Дальний Восток) Пекин не оставлял попыток пересмотреть линию раздела между двумя государствами. С начала лета 1969 года китайцы неоднократно предпринимали попытки нарушить границу на казахстанском участке в районе Джунгарских ворот и рано утром 13 августа на советскую территорию вторглись несколько десятков военнослужащих со стрелковым оружием и гранатомётами. Они заняли одну из сопок.
Советские пограничники, препятствующие этому вторжению, были обстреляны и открыли ответный огонь. Бой продолжался около трёх часов, двое пограничников погибли, убитых китайцев было в десять раз больше. Захваченная высота была отбита, советские солдаты укрепились на границе. Снова китайцы уже не атаковали.
К счастью, все эти напряжённые моменты уже в прошлом, приграничные районы Казахстана давно открыты для туризма, там есть достаточно много интересных мест и остаётся только одно препятствие для автопутешественников – дороги. Точнее, их состояние. Будем надеяться, что это препятствие ненадолго, нам обещают полное обновление основных магистралей до 2024 года.