Европейские города борются с туристами, после пандемии их стало слишком много

Фото: Wikimedia Commons

«Отдохнувшие» от переизбытка туризма европейские столицы в 2023 году снова столкнулись с явлением overtourism, когда местных жителей на улицах стало меньше, чем визитеров. Что приобретут и что потеряют города, избавившись от «лишних» путешественников, рассуждает Financial Times, передает Avianews.kz.

«Туристы ухмыляются для селфи перед воротами Освенцима. Они ныряют в фонтан Треви в Риме. Один мужчина вырезал свое имя и имя своей подруги – «Иван + Хейли 23» – на 2000-летней кирпичной стене римского Колизея. В Амстердаме участники мальчишников в неприличных костюмах лежат пьяные в сточных канавах»», – сетует колумнист издания, описывая, чем опасен переизбыток туристов.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ ВЫРОС МИНИМУМ ВДВОЕ ЗА 20 ЛЕТ

Проблема овертуризма уже знакома популярным у путешественникам локациям по допандемийным временам. Теперь, когда зарубежные путешествия снова «вошли в моду», эта проблема снова обострилась для самых разных направлений от Венеции до Фиджи.

Рост количества туристов в мире – долгосрочный тренд, который пошатнула только «пандемия». Официальное количество международных туристических прибытий удвоилось с 1998 по 2019 год до 2,4 млрд в год. Особенно заметен был рост в нескольких европейских городах с увеличением количества доступных авиарейсов.

Financial Times отмечает, что городской туризм рос быстрее, чем традиционные пляжные направления. Количество туристов, останавливавшихся в отелях Барселоны в 2019 году, выросло с 1,7 млн в 1990 году до 9,5 млн человек без учета тех, кто пользовался сервисами бронирования квартир. Город рискует повторить судьбу Венеции, где мест для размещения туристов столько же, сколько для проживания местных – около 50 тыс.

При этом официальное количество туристов, вероятно, занижено: многие останавливаются у друзей или семьи, обмениваются домами или просто приезжают на день. А древние города, привлекающие наибольшее количество посетителей, сами по себе тесны даже для местных.

Французские политологи утверждают, из анализа данных сотовых операторов следует, что в среднем во Франции в 2022–2023 годах было около 5 млн клиентов нефранцузских телефонных операторов, по сравнению с менее 2 млн иностранных посетителей по «официальным данным». В некоторых районах Парижа количество иностранцев на один квадратный километр превысило 100 тыс. человек. Хотя даже 20 тыс. местных жителей на кв. километр делают его самым густонаселенным городом Европы.

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ «ПОРТЯТ КАЧЕСТВО» ГОРОДСКОГО ТУРИЗМА

Колумнист издания также уверен, что в проблему овертуризма вносят свой негативный вклад и социальные сети.

«Люди посещают город, а затем и их онлайн-подписчики. Местные жители теперь кажутся им статистами на сцене, чтобы добавить красок фотографиям или выступить в роли «вспомогательных сотрудников» туристической индустрии», – пишет газета.

Делая вывод, что утомленные толпами и очередями, большинство таких туристов забывают изначальную цель своего прибытия – культурное просвещение и знакомство с историей места – и удовлетворяются сделанным на скорую руку селфи.

ГОРОДА ПЫТАЮТСЯ ПОВЫСИТЬ НАЛОГИ И РАССРЕДОТОЧИТЬ ТУРИСТОВ

Остается вопрос, что делать с туризмом, когда все недостатки этого явления стали также очевидны, как и достоинства.

По данным Европейского парламента, на индустрию туризма приходится около 4% ВВП Европы. А с учетом влияния на другие сектора экономики – до 10%. Само собой, за счет туристов поддерживается финансовое благополучие музеев. А некоторым городам, особенно в Южной Европе, нечего продать – кроме своего исторического наследия.

Но поток туристов можно контролировать и более эффективно монетизировать, считает FT. Например, повысить туристические налоги.

Париж взимает налог всего в 5 евро за ночь с посетителей, проживающих в отелях, где стоимость номера может превышать 2000 евро. А Лондон не взимает денег с туристов вовсе. Манчестер недавно стал первым британским городом, который ввел налог в  один фунт стерлингов за ночь.

Многие направления теперь планируют сосредоточиться на том, что они называют «качественными туристами». Обычно это эвфемизм обозначает богатых людей с высокими расходами.

Несмотря на спорность этого определения, понятно, кто под него точно не подходит: например, пассажиры круизных лайнеров, которые несколько часов толпятся на улицах города, почти ничего не тратя, а затем возвращаются в порт, чтобы поесть на борту. Например, в 2021 году Венеция уже запретила круизным лайнерам заходить в свой порт.

Другая тенденция заключается в том, что города поощряют «рассеивание» туристов, ограничивая возможности для проживания в отелях и аренды квартир в центре.

«Туристы, проживающие в парижском пригороде, могут, по крайней мере, позавтракать и поужинать поблизости, что способствует развитию местной экономики. Они могут наткнуться на неизведанные «драгоценности»: многие интересные места города все еще остаются малопосещаемыми», – пишет издание.

Но большинство путешественников традиционно хотят увидеть must see достопримечательности.

«Где бы вы их ни разместили, они найдут дорогу в Лувр», – иронизирует автор.

И проблема может усугубляться: больше мест для размещения туристов на окраинах – больше самих туристов.

АМСТЕРДАМ БОРЕТСЯ С МУЖЧИНАМИ, ЖЕЛАЮЩИМИ ПРОВЕСТИ «ГОРЯЧУЮ НОЧЬ»

Есть более радикальное решение чрезмерного туризма: частичный отказ принимать путешественников.

Избавиться от своего устаревшего имиджа хочет, например, Амстердам. В квартале красных фонарей, где проходимость отдельных зон более 900 тыс. пешеходов в неделю, власти закрыли сотни окон секс-работников и установили более раннее время окончания работы кафе и публичных домов. В центре города запретили курить марихуану на открытом воздухе.

Способствуют снижению количества туристов в Амстердаме и действия властей страны. Например, ограничение количества коротких рейсов в аэропорт Схипхол. Государство даже выходит из бизнеса по продвижению туризма. Официальный международный логотип Нидерландов в 2019 году изменили, чтобы он не изображал тюльпан и меньше ассоциировался с традиционным туристическим символом.

Любой, кто сомневается в желании Амстердама измениться, должен ознакомиться с новой городской рекламной кампанией «Держись подальше», изначально нацеленной на молодых британских мужчин, которые приезжали в город с единственной целью – провести «горячую ночь».

Кампания «Держись подальше» лишь первая в истории таковых в туристическом маркетинге, считают в Financial Times.