На задворках казахстанского туризма

Казахстан в мировых туристических чартах наблюдать нынче не приходится. И дело далеко не в том, что удивлять заморских гостей нечем. Нам бы своих завлечь хотя бы на первых порах. И отнюдь не изысканными деликатесами или столь привычным и излюбленным all inclusive. Уже избалованным пляжами Турции да Египта казахстанцам, да и иностранцам тоже подавать надо элементарные блага цивилизации. О них пойдет речь в этом материале Azattyq Rýhy, передает Avianews.kz.

Туристам – все самое худшее?

В какую сторону нашей огромной страны ни кинь взор, везде найдется на что посмотреть, как говорится. Запад с красивейшим Каспийским морем при должном желании, ну, и, бюджете, разумеется, вполне может составить конкуренцию турецким курортам с идеальными пляжами. Ближе к востоку Алаколь смог бы стать казахстанским Шарм-эль-Шейхом. Бурабай на севере и вовсе называют местной Швейцарией. На юге у нас есть свой Гранд-Каньон и не менее красивые виды на озерах Кольсай и Каинды. А Капшагай можно было бы превратить во вторую Анталью.

Только вот не умеем мы с вами пользоваться дарованным нам свыше, товарищи. Давно могли бы толпами возить на эти точки иностранцев. Хотя бы из Средней Азии, не говоря об европейцах. Но в основном имеем, что имеем – зачастую разбитые дороги, старую инфраструктуру и скверный сервис, если его можно назвать таковым.

Взять хотя бы дорогу до Алаколя. На некоторых участках трассы хочется выйти из машины и заплакать от жалости к «ходовке» авто, говорят люди. Самый проблемный участок, который чиновники так и не смогли отремонтировать, находится после Сарканда – около 70 километров труднопроходимы, дороги там нет вообще.

Инфраструктура на «курортах» – отдельная боль, вызывающая не меньше слез и чуть ли не истерики. Допустим, туристы преодолели непростой путь с ямами, кочками и грунтом вместо асфальта. Что хочется увидеть в первую очередь? Чистый пляж, красивый отель, водные аттракционы, уютные кафе, а не унылый привет из 90-ых: забросанный окурками и пивными бутылками берег, качели с советских времен, да дряхлеющий гостевой дом, больше смахивающий на коммуналку, чем гостиницу.

Причем соотношение качество = цена на многих казахстанских «курортах» не работает. Просят за такое «роскошество» больших денег. Потому и дешевле казахстанцам слетать в Египет или Эмираты, хоть и не сезон.

Казахстану есть что показать

Однако радует то, что далеко не все так плохо. Есть у нас и отличные отели с классным сервисом, и достойные базы отдыха с современной инфраструктурой. Но замахнуться на статус второй Турции у нас не получится, как бы мы ни старались. Нет у нас массового пляжного туризма, хотя неплохие попытки сейчас делаются на Каспии, на втором месте Алаколь, и серьезно отстает в этом плане Балхаш. Но стать вторым Египтом мы никогда не сможем – не приедут иностранцы на наши маленькие водоемы. Однако это еще не повод ставить крест на туризме – в наших силах занять свою нишу на мировом туристическом рынке. Казахстан может предложить иностранцам экологический туризм. Иностранцам, уже насытившимся белоснежными песками и лазурными берегами, хочется прикоснуться к природе, прогуляться там, где редко ступает нога человека.

Благо, нацпарков в стране предостаточно и они действительно сильно прельщают забугорных гостей. Для справки: только на днях вице-премьер Ералы Тугжанов сообщил, что суммарная посещаемость трех нацпарков в пределах территории Алматинского кластера по итогам 2021 года превысила уровень не только 2020-го, но и 2019 года, когда не были никаких карантинов и локдаунов – полтора миллиона человек в прошлом году насладились красотами нашей страны.

Для пущей убедительности немного статистических данных. По информации бюро нацстатистики, в прошлом году казахстанскими местами размещения было обслужено 5,5 миллионов человек. Они оставили 109 миллиардов тенге. Объем оказанных услуг увеличился на 55,6% по сравнению с предыдущим годом. В том числе на курортные зоны пришлось 58 миллиардов тенге – их посетили 2,5 тысячи казахстанских и больше 181 тысячи иностранных туристов.

В разрезе регионов почти везде наблюдается рост доходов. Особенно в Туркестанской области – до 3,8 миллиардов тенге, что не удивительно. Этот регион манит сейчас не только казахстанцев, но и зарубежных гостей. Но традиционно больше всего заработал на туристах Алматы – 27,9 миллиардов тенге, Нур-Султан чуть меньше – 20,3 миллиарда, а Акмолинская область – 10,5 миллиардов.

В бюро нацстатистики уточнили, что в стране насчитывается 3,7 тысяч мест размещения с 79 800 номеров. Единовременная вместимость составляет 193 тысяч койко-мест.

Этот год тоже, кстати, не отстает – госменеджеры считают, что рекорд будет побит и нацпарки посетят 1,6 млн туристов. При этом до конца года ожидается порядка 700 тысяч зарубежных туристов.

Понятно, что такие гости не особо притязательны в вопросах комфорта. Но в некоторых нацпарках мы не можем предложить им элементарное – туалеты. К примеру, казахстанцы недавно сфотографировали и выложили в соцсети сие «достижение» отечественного туризма. WC в национальном природном парке Алтын-Эмель представляет собой четыре покосившиеся стенки из камыша и дыру в земле.

«Нужно дать возможность туристам получать нормальные услуги в виде туалетов, возможности покушать, попить, посидеть под навесом. У нас великолепный визит-центр в Аюсае в Иле-Алатауском нацпарке. Сейчас по другим национальным паркам – на Кольсае, Каинды, Чарынском каньоне создается эта инфраструктура. Но у нас все равно сохраняется проблема с туалетами. У нас есть проблемы с дорогами, особенно дорогами местного назначения. У нас много лет никак не достроится дорога на Алаколь. У нас есть проблемы с дорогами в один из самых дальних и самых красивейших национальных парков Жонгар-Алатауский нацпарк», — утверждает директор Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова.

Слабые стороны, конечно, есть у любой страны. Те же европейские мегаполисы, манящие миллионы туристов, славятся разгулом воровства. Но облик тысячелетних городов, история, архитектура, уровень жизни заставляют закрыть глаза на подобные «мелочи». Но в нашем случае такой фокус не пройдет. Речь-то об элементарных благах цивилизации.

«Также стоит вопрос качества транспорта, вопрос качественных гидов-экскурсоводов, мест размещения на территории национальных парков. Проблемы со связью остро стоят. На туристических объектах невозможно связаться. А если скорая нужна, если человеку стало плохо, то как должны поступать туристы? Наши компании умудряются какие-то спутниковые телефоны находить, но это ведь не выход из положения. Нужна связь для безопасного туризма», — продолжила Шайкенова.

С цифровизацией в отрасли мы тоже отстаем – вы, может, будете шокированы, но многие туроператоры предпочитают работать по старинке: с глазу на глаз переговаривать с клиентом. В плане цифровизации услуг мы пока хромаем.

Чья головная боль – государства или бизнеса?

С проблемами, из-за которых казахстанский туризм до сих пор пребывает чуть ли не на коленях, разобрались. Теперь главный вопрос – что же с ними делать, как избавляться, решать и вообще, кто должен этим заниматься? Одни указывают на государство, мол, это их задача – как-никак нацпарки и все природные ресурсы принадлежат ему. Другие считают, что эта забота целиком и полностью должна лежать на плечах самих предпринимателей, дескать, ведь они и «снимают сливки» с туристов.

Правда, эксперты рынка считают, что ни одна чаша на весах не должна перевесить – это в интересах и тех, и других. Со стороны чиновников уже есть реальные подвижки.

«Со стороны государства обозначено семь мер господдержки. Это впервые в истории Казахстана. К примеру, если вы хотите навести порядок в каком-то придорожном туалете и возьмете его на обслуживание, то вам государство будет ежемесячно выплачивать 83 тысячи тенге. Или, к примеру, бесплатные перелеты детей внутри Казахстана – программа Kids go free. Это однозначно очень серьезные шаги по развитию туризма. Но обязан развивать туризм и частный рынок. Но учитывая, что частный бизнес в отрасли маленький, низкомаржинальный, то он не может работать без поддержки государства», — продолжила Рашида Шайкенова.

Еще из новинок: оказывается, государство за каждого привлеченного иностранного туриста платит турфирме по 15 тысяч тенге. Такие фишки, конечно, весьма хороши, но хотелось бы, чтобы чиновники позаботились о качестве услуг. Рынок пока не наполнен конкурентной средой.

«Как мы можем повысить качество? Это обучение. Опыт других стран. И здесь я вижу роль государства в том, чтобы выделялись средства на обучение, и чтобы у нас был приказ давний, который давно не работает – должно быть требование о том, что в течение трех лет каждый сотрудник компании должен проходить повышение квалификации.

Также качество транспорта. У нас старый автопарк. А это основной вид транспорта, который используется в туризме. Новый мы не можем покупать, так как у нас вопрос субсидирования остался открытым. Китайские автобусы не могут ездить по горной местности. А при господдержке есть требование к транспорту, чтобы был не старше 3 лет. Однако нам привлекательнее продукция Японии и Европы. А это очень дорого. И сейчас наш рынок не способен пока покупать. Поэтому эта часть господдержки, к сожалению, не работает», — констатирует наша собеседница.

Одному без другого, в общем, не обойтись. Чем раньше это поймут участники по обе стороны баррикады, тем быстрее мы станем еще одной туристической точкой на карте мира. Любому ясно – потенциал Казахстана высок. И песчаные барханы, и снежные вершины, и прекрасные горы, и бескрайние моря – даже самый избалованный турист найдет, чему удивиться в нашей стране. Главное вовремя и по умному всем этим начать пользоваться. Тем более, что депутаты Мажилиса, в частности члены фракции партии «AMANAT», готовы поддержать развитие отечественного туризма. Во время поездки на ряд туристических объектов, в том числе на Алаколь, они пообещали взять на контроль и реализовать в своей законотворческой работе озвученные в ходе встреч предложения и пожелания избирателей.