Состоялся первый полноценный испытательный полет на опытном образце модифицированного вертолета Ми-171А3 морского предназначения, разработанного НЦВ «Миль» и «Камов», передает Avianews.kz со ссылкой на АТО.
Впервые же этот офшорный вертолет поднялся в воздух — в режиме висения — в декабре 2021 года. Вертолет дооснастили в соответствии с требованиями сертификационных испытаний: установили систему бортовых измерений, оборудовали дополнительные временные рабочие места специалистов по летным испытаниям.
Ми-171А3 в течение 25 мин выполнил полет по кругу со скоростью до 150 км/ч на высоте 150–300 м, во время которого развернулся с креном до 20 градусов. Тест подтвердил исправность систем и оборудования вертолета, а также готовность к первому этапу летных предварительных и сертификационных испытаний, отметили в «Вертолетах России».
Новый вертолет предназначен для полетов над морскими акваториями на удаленные от береговой черты шельфовые буровые платформы, а также для выполнения поисковых и спасательных операций на море.
В СССР и России накоплен существенный опыт по созданию корабельных вертолетов, но к специализированным офшорным модификациям вертолетов, обслуживающим морские добывающие платформы, предъявляются особо жесткие и специфические требования. Их перечень сформирован Международной ассоциацией производителей нефти и газа (IOGP) и включает в себя прочностные характеристики вертолета, набор спасательного оборудования, эргономику кабины экипажа и многие другие показатели.
Ми-171А3 разработан в соответствии со стандартами IOGP и в полной мере отвечает повышенным требованиям по обеспечению безопасности полетов над водной поверхностью, утверждает разработчик.
Комплекс бортового оборудования с бесплатформенной инерциальной навигационной системой позволяет выполнять полеты над морем в условиях пониженной видимости и отсутствия естественных ориентиров. Машина может летать в режиме автоматического полета как по авиатрассам, так и в нерегулируемом воздушном пространстве независимо от наземного радионавигационного обеспечения. Бортовое оборудование обеспечивает автоматическое и ручное пилотирование на всех этапах полета, что снижает нагрузку на экипаж. Он оснащен системой аварийного приводнения, которая обеспечивает посадку на волны высотой до 5 м.
Конструкторская документация вертолета полностью разработана в виде цифровых 3D-моделей. Валидация «цифрового двойника» позволит отказаться от существенного объема дорогостоящих натурных экспериментов при дальнейших доработках и модификациях вертолета. Кроме того, «цифра» позволяет наладить кооперацию по изготовлению агрегатов фюзеляжа вертолета на различных предприятиях холдинга «Вертолеты России» госкорпорации «Ростех». Казанский вертолетный завод производит грузовой пол, ААК «Прогресс» изготавливает агрегаты из полимерных композиционных материалов: носовую часть фюзеляжа, бортовые панели, зашивку хвостовой части, двери и люки. Финальный этап создания вертолета проходит на Улан-Удэнском авиационном заводе — здесь делают оставшиеся элементы фюзеляжа и выполняют окончательную сборку.
Двухдвигательный Ми-171А3 — глубокая модификация вертолетов семейства Ми-8/17/171; его разработка началась в 2018 году. Максимальный взлетный вес составляет 13 т, вместимость — до 24 чел. Для решения одной из основных задач при разработке Ми-171А3 — увеличения дальности полета — его оснастили топливными баками увеличенной вместимости, которые расположены в донных отсеках фюзеляжа под полом грузо-пассажирской кабины. Теперь при использовании основной топливной системы вертолет способен пролететь более 800 км.
Стартовым и основным потенциальным заказчиком является «Газпром», который в июле прошлого года подписал соглашение о поставке 16 вертолетов этого типа. Начало поставок запланировано на 2023 год. Кроме того, в мае Единая дальневосточная авиакомпания «Аврора» заключила соглашение о намерениях на поставку 11 Ми-171А3.