Журналист Informburo.kz вместе с Air Astana рассказал об особенностях осенне-зимней навигации и важности противообледенительной обработки самолетов, передает avianews.kz.
Осенне-зимняя навигация начинается с конца октября и заканчивается в конце марта, когда сокращается частота рейсов в том или ином направлении, меняется время вылета и прилета рейсов. Зачастую этот период в авиации самый сложный из-за превратностей погоды, которая является одной из основных причин задержек и отмены рейсов в зимнее время.
Обильные снегопады, снежные бураны, переохлажденный или густой туман, шквальный ветер, – вот далеко не полный перечень «прелестей» зимней погоды, которые ухудшают видимость и аэродинамические характеристики воздушных судов.
В аэропорту Нур-Султана для расчистки стоянок, рулежек и ВВП применяют тяжелую спецтехнику. В осенне-зимний период вопросы безопасности стоят особенно остро. Авиакомпании всего мира задерживают рейсы в случае плохой погоды, дабы избежать угрозы безопасности полетов.
В 2007 году авиакомпания Air Astana начала инвестировать средства в антиобледенительные системы для обслуживания самолетов в Казахстане. Было закуплено 6 специальных машин.
В настоящее время у авиакомпании 11 персональных деайсинговых машин: по 5 в Алматы и Нур-Султане и одна в Павлодаре. С 2009 года в Air Astana работают собственные сертифицированные тренеры по профессиональной подготовке специалистов, которые занимаются деайсингом самолетов.
Машины позволяют выполнять противообледенительную обработку в сложных метеоусловиях с порывами ветра до 20 м/с. Для этой процедуры используются жидкости, сертифицированные по международным стандартам, с удлиненным временем защитного действия.
«Деайсинг проводится для удаления снежно-ледяных отложений на самолете на земле. Обледенение воздушного судна приводит к увеличению сопротивления воздуха и, соответственно, к уменьшению подъемной силы самолета», – рассказывает супервайзер Air Astana по противообледенительной обработке воздушных судов Владимир Коломоец.
На обработку одного самолета уходит около 300 литров жидкого реагента. Но в целом количество жидкости напрямую зависит от количества осадков и количества снежно-ледяных отложений на самом самолете.
По словам Владимира Коломойца, для облива, допустим, самолета Embraer Е2 требуется как минимум 180 литров, а для Airbus А320 – 230 литров. Но это лишь при умеренных осадках. На деле жидкости может быть вылито в несколько раз больше.
Время защитного действия жидкости зависит напрямую от количества осадков в данный момент. Чем обильнее осадки, тем, соответственно, короче время защитного действия. Поэтому при температуре воздуха ниже -28℃ и наличии осадков, как это довольно часто бывает в столице нашей страны, противообледенительная обработка невозможна, а значит, самолет не допускается к вылету.