Отчет авиакомпании Air Astana за 2021 год, который появился на сайте авиакомпании в середине нынешнего года, содержит следующие ключевые расчеты. Совокупная выручка перевозчика — $761,8 млн, чистая прибыль — $36,1 млн, общее увеличение доходов по сравнению с пандемийным 2020 годом — на 90%. Самыми выгодными стали международные туристические направления и рынок внутренних пассажирских перевозок, передает Avianews со ссылкой на Forbes.
Всего группа Air Astana летает по 84 маршрутам (54 — международных в 20 стран). За прошлый год группа перевезла 6,6 млн пассажиров: сама Air Astana – 3,56 млн (рост на 59%); ее низкобюджетное подразделение FlyArystan – 3,06 млн (рост на 109%).
Полеты
«Совокупный пассажиропоток на внутренних направлениях в 2021 году вырос до 5,3 млн пассажиров, а суммарная доля на рынке внутренних перевозок составила 71%, из которых основная часть (39%) приходится на FlyArystan, а вторая по величине доля рынка (32%) принадлежит Air Astana, — сказано в отчете. — В 2021 году общее количество внутренних маршрутов компании по-прежнему составляло 30, при этом доля FlyArystan увеличилась с 21 до 24 маршрутов. Общее число рейсов выросло до 37 183, а количество перевезенных на внутренних линиях пассажиров достигло 89% от уровня до пандемии». Лоукостеру FlyArystan нужны ещё борта: компания разместила заказ на лизинг еще 15 самолетов Airbus A320, поставка которых началась с мая 2022 года.
Снижение бизнес-туризма и в целом международных рейсов перевозчик компенсировал увеличением сегмента туристических путешествий. В 2021 году Air Astana возобновила регулярные рейсы в Мале, Лондон, Дели, Тбилиси и Душанбе, а также запустила рейсы в Шри-Ланку, Черногорию, Таиланд и Турцию. FlyArystan начала летать в Кутаиси из трех городов Казахстана.
«Казахстан сейчас стал самым быстрорастущим рынком внутренних перевозок в мире: с момента запуска авиакомпании FlyArystan в 2019 году темпы его роста составили 46%. Сейчас мы занимаем 71% внутреннего рынка и твердо уверены, что у нас еще есть неиспользованный потенциал для будущего роста, — отметил председатель совета директоров авиакомпании Нуржан Байдаулетов. — Смещение акцента Air Astana на досуговый туризм (категория lifestyle), без сомнения, оказалось эффективной стратегией и помогло увеличить наш международный пассажиропоток до 1,3 млн человек». Кроме того, возросла доходность перевозок на региональных маршрутах в Среднюю Азию, на Кавказ и в другие точки СНГ. «Это обусловлено высоким спросом и пониженным предложением, так как на многих маршрутах по-прежнему наблюдается недостаток провозных емкостей в связи с сохраняющимися ограничениями, вызванными пандемией COVID-19», — считают в компании.
Самолёты
В 2021 году авиакомпания окончательно избавилась от лайнеров Embraer 190 и Boeing 757. Самолеты Boeing 757 заменены дальнемагистральными Airbus 321neo (LR), что сократило затраты на техобслуживание и топливо. Один пассажирский Boeing 767 в 2020 году был переоборудован в полугрузовой и выполнил 270 чартерных рейсов. В 2021 его вернули в пассажирский флот, но компания считает опыт удачным: выручка от грузовых рейсов составила $26,3 млн.
Еще одна возможность для экономии — техобслуживание собственными силами: уже проведено четыре «тяжелых» ТО воздушных судов Airbus A320 NEO по форме C-check. Кроме того, в компании намерены приобрести авиационный тренажер Airbus A320 для самостоятельного обучения пилотов в целях экономии времени и снижения расходов. Air Astana также оказывает услуги линейного технического обслуживания другим авиакомпаниям, получая около $2 млн выручки ежегодно.
Однако в основном техобслуживание воздушных судов осуществляют иностранные поставщики. В 2021 году доля закупочного бюджета, потраченная на закупку товаров и услуг у местных поставщиков, снизилась до 27% (в 2020 году — 36%). Хотя расширился ассортимент местных продуктов питания: в бортовое меню добавили органические джемы от производителей из Лепсинского сельского округа, фруктовые чипсы и сидр, сделанные в Алматы, а также шоколад и десерты известных национальных брендов.
На начало года у Air Astana было в общей сложности 34 воздушных судна: Boeing 767 (3), Boeing 757 (2), Airbus A320/A321 (24) и Embraer 190-E2 (5). В планах — увеличить парк до 61 единицы в течение следующих пяти лет. Поставки будут производиться в рамках договоров операционного или финансового лизинга. К концу 2026 года парк воздушных судов в эксплуатации Air Astana будет состоять из 36 единиц, а флот FlyArystan составит 25 самолетов. В планах лоукостера — развивать сервисы самообслуживания и постепенно отказываться от стоек регистрации во всех внутренних аэропортах. Пассажиры смогут регистрироваться на рейс через мобильное приложение FlyArystan либо за дополнительную плату в киоске саморегистрации пассажиров в аэропорту. FlyArystan также планирует запустить платную программу лояльности для клиентов. Покупая подписку, клиенты смогут получать предложения скидок на билеты, а также раньше других получать доступ к акционным тарифам.
Air Astana запустила проект по переводу своих воздушных судов из реестра Департамента гражданской авиации Арубы в реестр Управления по делам гражданской авиации Ирландии (IAA). Смену реестра на европейский авторы документа называют «самым важным проектом департамента инженерно-технического обеспечения за всю историю существования этого подразделения». Процесс перевода всех воздушных судов в европейский реестр потребует больше года.
Расходы и доходы
В структуре расходов компании 22% занимают затраты на топливо (261 929 тонн по $548 за тонну); расходы по персоналу — $104,8 млн; расходы на аэропортовое обслуживание и навигацию — $70,1 млн, на обслуживание пассажиров — $60,9 млн, на инженерно-техническое обслуживание — $94,6 млн.
Компания получила операционную прибыль в размере $94,2 млн, при этом по состоянию на 31 декабря 2021 года общие обязательства по финансовой аренде составляли $726,9 млн. Компания признала сумму $35,4 млн в качестве расходов на проценты по финансовой аренде в 2021 году.
Налоговые выплаты составили $2,5 млн (в 2020 году — $4,1 млн), выплаты поставщикам капитала — $46,7 млн.
В 2021 году общая сумма вознаграждения, выплаченного независимым директорам, составила $222 тыс., включая налоги. Ключевое руководство в течение года получило следующее вознаграждение, включая заработную плату и премии: заработная плата и бонусы $2,6 млн, социальный налог — $237 тыс., всего — $2,8 млн.
Дивиденды за три последних года — 2019, 2020 и 2021 — не выплачивались.
По состоянию на 31 декабря чистая торговая и прочая дебиторская задолженность группы составила 7,7 млрд тенге в разных валютах, их них в тенге — 5,3 млрд.
В 2021 году штат компании составлял 5 551 сотрудников, из них за год приняты на работу 886 новых сотрудников: 599 — в Международный аэропорт Алматы, 278 человек в регионы республики и 9 сотрудников на международных станциях. Текучесть персонала — 13%, средний стаж работы — 7,2 года.