О важности метеопрогноза для безопасности полетов рассказала начальник метеослужбы «Казаэронавигации»

О важности метеопрогноза для безопасности полетов рассказала начальник метеослужбы «Казаэронавигации»

 

О технологическом прогрессе и важности метеорологического обеспечения для безопасности полетов в интервью корреспонденту Avianews.kz рассказала начальник метеорологической службы филиала РГП «Казаэронавигация» в городе Нур-Султан Алла Жиленкова.

— Расскажите, в чем заключается деятельность метеослужбы и какова ее важность? 

— Наша деятельность заключается в том, что мы занимаемся метеорологическим обеспечением полетов. Важность нашей работы состоит в следующем: чем точнее будут прогнозы, наблюдения и знания наших сотрудников, тем качественнее будет метеообеспечение. А это напрямую влияет на безопасность полетов и в целом на то, состоится ли вообще полет или нет.

— Почему Вы решили связать свою жизнь с этой профессией? Что именно Вы цените в своей работе?

— В авиационную метеорологию я попала по воле случая. В 1990 году я была принята на работу в аэропорт города Целиноград в качестве техника-метеоролога. Это те специалисты, которые наблюдают за фактической погодой. Это достаточно интересно, если знать метеорологию, разбираться в классификации облаков, знать их развитие и физическую структуру, понимать из какой облачности могут выпадать осадки. Поэтому свой трудовой путь я уже продолжила в филиале «ЦК РЦ ОВД РГП Казаэронавигация» в качестве начальника метеорологической службы. Мне моя профессия нравится в первую очередь потому, что она творческая. Конечно, здесь 24 часа в сутки необходимо проводить анализ, но этим работа и интересна. 

— Какими знаниями, по вашему мнению, должны обладать сотрудники метеорологической службы?

— Если говорить о знаниях и навыках, то знания, в первую очередь, предполагают специальное образование.  У нас в Казахстане, например,  синоптиков выпускает университет  КазНУ имени Аль-Фараби в Алматы. Кроме того, у нас есть специалисты среднего звена — техники-метеорологи. В России также есть вузы, выпускающие синоптиков, это Санкт-Петербургский университет и Томский университет. К основным навыкам для работы в метеослужбе относятся знание синоптической метеорологии, физики и местного климата.

— Насколько изменилась эксплуатируемая техника и в целом подходы за годы работы в вашем филиале?

— Я могу сказать, что визуальные наблюдения были сведены к минимуму. Визуально мы наблюдаем только за количеством облаков, их формой, осадками и другими явлениями. За остальными метеопараметрами мы проводим наблюдение инструментально. То есть, при помощи такого оборудования, как датчики температуры, влажности, давления, ветровые мачты. Все оборудование у нас современное, финское. Также у нас есть метеорологический локатор, с помощью которого мы можем заранее предупредить об опасных явлениях: грозовые очаги,  градовые очаги, нижняя и верхняя границы облачности, очаги ливней. Также есть грозопеленгатор, он также выявляет и обнаруживает грозовые очаги. Мы можем предупреждать о таких опасных явлениях для авиации, как грозы.  Помимо этого, наши синоптики с помощью программного комплекса «ГИС Метео» могут заниматься обработкой синоптического материала в электронном формате. В 2023 году у нас планируется установка лидара, который будет определять горизонтальный и вертикальный сдвиги ветра,  что являются опасными явлениями для авиации в районе аэродрома.