Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) опубликовала обновлённый прогноз по финансовым показателям мировой авиационной отрасли на 2025 год. Согласно новым данным, ожидается повышение прибыльности по сравнению с 2024 годом, что отражает устойчивость индустрии на фоне глобальных экономических и политических потрясений, передает Avianews.kz.
Основные показатели ожидаемого финансового результата на 2025 год:
- Чистая прибыль — 36 млрд долларов США, что выше уровня 2024 года ($32,4 млрд), но ниже декабрьского прогноза ($36,6 млрд).
- Чистая рентабельность — 3,7%, улучшилась по сравнению с 3,4% в 2024 году и предыдущим прогнозом в 3,6%.
- Доходность на инвестированный капитал — 6,7%, немного выше показателя 2024 года (6,6%) и практически на уровне прежнего прогноза.
- Операционная прибыль — 66,0 млрд долларов США, что выше оценённого уровня 2024 года ($61,9 млрд), но ниже прогноза ($67,5 млрд).
- Совокупная выручка — рекордные $979 млрд (+1,3% к 2024 году, но ниже прежней оценки в 1 трлн долл.).
- Общие расходы — 913 млрд долларов (+1,0% к 2024 году, ниже ранее прогнозируемых $940 млрд).
- Общее число пассажиров — рекордные 4,99 млрд человек (+4% к 2024 году, ниже прежнего прогноза — 5,22 млрд).
- Объём авиационных грузоперевозок — 69 млн тонн (+0,6% к 2024 году, ниже прогноза — 72,5 млн тонн).
«Первая половина 2025 года привнесла значительную неопределенность на глобальных рынках. Тем не менее, по многим показателям, включая чистую прибыль, этот год станет лучше для авиакомпаний, чем 2024, хоть и немного уступит прежним прогнозам. Главным положительным фактором является снижение цен на авиатопливо — на 13% по сравнению с 2024 годом и на 1% ниже ранее ожидаемого уровня. Кроме того, мы прогнозируем увеличение объема пассажирских и грузовых перевозок по сравнению с 2024 годом, несмотря на торговые трения и снижение потребительской уверенности. Это привело к прогнозируемому росту чистой маржинальности с 3,4% в прошлом году до 3,7% в 2025, что по-прежнему примерно в два раза ниже средней рентабельности в других отраслях. Но с учётом всех негативных факторов — это сильный результат, демонстрирующий устойчивость, которую авиакомпании наращивали в последние годы», — заявил генеральный директор IATA Вилли Уолш.
Контекст
«Контекст крайне важен при анализе столь крупных агрегированных показателей. Прибыль в 36 миллиардов долларов США — значительный результат. Но если пересчитать ее на одного пассажира за один перелёт, получится всего 7,2 доллара. Это всё ещё очень низкий запас прочности. Любой новый налог, рост аэропортовых или навигационных сборов, резкое изменение спроса или дорогостоящее регулирование моментально поставят устойчивость отрасли под угрозу. Политикам следует помнить, что авиакомпании — основа индустрии, в которой заняты 86,5 миллиона человек и которая обеспечивает 3,9% мировой экономической активности», — добавил Уолш.
Факторы прогноза
Валовой внутренний продукт (ВВП) традиционно служит основным индикатором для авиаперевозок. Несмотря на ожидаемое снижение темпов роста мирового ВВП с 3,3% в 2024 году до 2,5% в 2025, прибыльность авиакомпаний, как ожидается, улучшится — в первую очередь за счёт удешевления нефти.
Сильный рынок труда и умеренные прогнозы по инфляции будут поддерживать рост спроса, даже если он окажется ниже прежних ожиданий.
Эффективность также остаётся важным фактором. Коэффициент загрузки пассажирских кресел (load factor) в 2025 году может достичь рекордного уровня — 84,0% в среднем за год. Это происходит на фоне трудностей с расширением и модернизацией флота из-за сбоев в цепочках поставок в аэрокосмической отрасли.
В совокупности выручка вырастет на 1,3%, обогнав рост расходов на 1,0%, что укрепит финансовое положение авиакомпаний.
Доходы
Совокупные доходы отрасли в 2025 году, как ожидается, достигнут рекордных $979 млрд, что на 1,3% больше, чем в 2024 году.
Пассажирские перевозки
Доходы от пассажирских перевозок в 2025 году составят 693 млрд долларов США (+1,6% к 2024 году) — это абсолютный максимум. Дополнительно ожидается 144 млрд доходов от сопутствующих услуг, что на 6,7% выше, чем в 2024 году.
Рост объема перевозок пассажиров (в пассажиро-километрах, RPK — Revenue Passenger Kilometers) составит 5,8%, что отражает нормализацию после скачкообразного роста в период восстановления после пандемии.
Доходность пассажирских перевозок (yield) упадет на 4,0% по сравнению с 2024 годом. Это связано в первую очередь с падением цен на нефть и усилившейся конкуренцией в отрасли. Это продолжит тенденцию все более доступных авиаперелетов.
Средняя реальная стоимость возвратного авиабилета (в ценах 2024 года) в 2025 году составит 374 доллара США, что на 40% ниже уровня 2014 года.
По данным апрельского опроса IATA (2025 год):
- 40% респондентов ожидают, что будут летать больше в течение следующих 12 месяцев по сравнению с предыдущим годом. 53% собираются летать столько же, сколько и раньше. Лишь 6% ожидают сокращения количества поездок.
- 47% опрошенных планируют потратить на путешествия больше, 45% — столько же, и только 8% — меньше.
- Несмотря на то, что 85% участников опроса ожидали негативного влияния торговых конфликтов на экономику своей страны, а 73% — на личное финансовое положение, 68% деловых путешественников (50% от всех респондентов) заявили, что торговая напряжённость участит их деловые поездки к клиентам. 65% уверены, что ситуация не повлияет на их привычки в путешествиях.
Грузовые перевозки
Доходы от грузовых авиаперевозок в 2025 году ожидаются на уровне 142 млрд долларов США, что на 4,7% меньше, чем в 2024 году.
Это снижение обусловлено замедлением темпов роста глобального ВВП под влиянием протекционистской политики и торговых барьеров (включая тарифы).
Прогнозируется замедление роста объема грузоперевозок до 0,7% (против 11,3% в 2024 году). Доходность грузовых перевозок (cargo yield) снизится на 5,2%, что объясняется как падением спроса, так и снижением цен на топливо.
Несмотря на сохраняющуюся неопределённость в отношении дальнейшей эскалации торговых конфликтов, к апрелю 2025 года спрос на грузовые перевозки демонстрировал устойчивость — рост на 5,8% по сравнению с апрелем 2024 года.
Расходы
Общие расходы авиационной отрасли в 2025 году, по оценке IATA, составят 913 млрд, долларов США, что на 1,0% выше, чем в 2024 году.
Средняя цена на авиатопливо в 2025 году прогнозируется на уровне 86 долларов США за баррель, что значительно ниже $99 в 2024 году. Совокупные затраты на топливо снизятся до $236 млрд, что составит 25,8% всех операционных расходов. Это на $25 млрд меньше, чем в 2024 году ($261 млрд). Последние финансовые данные показывают, что в течение прошлого года авиакомпании практически не хеджировали закупки топлива, что позволит им непосредственно извлечь выгоду из снижения цен. Ожидается, что торговые конфликты не окажут существенного влияния на цены на топливо.
Устойчивое авиационное топливо (SAF)
Производство SAF в 2025 году достигнет 2 миллионов тонн, что составит лишь 0,7% от общего объема потребляемого авиационного топлива. Это в два раза больше, чем в 2024 году (1 млн тонн), когда весь объём SAF был закуплен авиакомпаниями. Однако, для достижения цели отрасли по нулевым выбросам CO₂ к 2050 году, производство SAF должно расти экспоненциально.
По оценкам IATA, средняя стоимость SAF в 2024 году была в 3,1 раза выше, чем у обычного авиационного топлива, что привело к дополнительным затратам для отрасли в $1,6 млрд. В 2025 году ожидается дальнейший рост: средняя цена SAF будет в 4,2 раза выше, чем керосина. Причина — надбавки за соблюдение норм (compliance fees), которые европейские поставщики топлива взимают для покрытия собственных рисков в связи с обязательным включением 2% SAF в авиатопливо, согласно европейскому законодательству.
«Поведение поставщиков топлива, использующих мандаты на SAF, возмутительно. Стоимость достижения нулевых выбросов к 2050 году оценивается в $4,7 трлн. Вместо того, чтобы спекулировать на дефицитных объемах SAF, поставщики должны наращивать производство, чтобы удовлетворить реальные потребности своих клиентов», — заявил Вилли Уолш.
Затраты авиакомпаний на участие в международной системе компенсации выбросов углерода (CORSIA) в 2025 году достигнут 1 млрд. долларов США. Ожидается рост рынка углеродных кредитов (единиц), однако Гайана по-прежнему остаётся единственной страной, которая выдала сертификаты на углеродные единицы надлежащего качества, соответствующие требованиям CORSIA.
Флот и цепочка поставок
Количество заказанных, но ещё не поставленных самолётов превышает 17 000 единиц — резкий рост по сравнению с 10 000–11 000 в допандемийный период.
Это означает, что время ожидания поставки составляет около 14 лет.
В случае, если государства выйдут из многостороннего соглашения, освобождающего воздушные суда от импортных пошлин, проблемы в цепочках поставок и ограничения производственных мощностей могут ещё более усугубиться.
Текущие сбои в цепочках поставок негативно влияют на деятельность авиакомпаний:
- увеличиваются расходы на лизинг,
- возрастает средний возраст парка (до 15 лет против 13 лет в 2015 году),
- темпы обновления флота упали до половины от уровня 2020 года (5–6%),
- снижается эффективность эксплуатации — например, использование слишком крупных самолётов на отдельных маршрутах.
В 2025 году ожидается поставка 1 692 самолётов — наивысший показатель с 2018 года, но всё же на 26% меньше, чем прогнозировалось год назад. Ожидаются дальнейшие понижения прогноза, так как сложности с поставками сохранятся как минимум до конца десятилетия.
Проблемы с двигателями и нехватка запасных частей усугубляют ситуацию, приводя к рекордному числу простаивающих самолётов некоторых типов.
В настоящее время более 1 100 самолётов младше 10 лет не эксплуатируются — это 3,8% от общего мирового флота (по сравнению с 1,3% в 2015–2018 гг.).
Почти 70% простаивающих машин оборудованы двигателями серии PW1000G.
«Производители продолжают подводить своих клиентов. Авиакомпании разочарованы тем, что эти проблемы сохраняются так долго. И признаки того, что их устранение может продлиться до конца десятилетия, абсолютно неприемлемы!» — сказал Вилли Уолш.
Риски
На фоне продолжающейся геополитической и экономической нестабильности основные прогнозируемые риски для индустрии таковы:
- Военные конфликты: урегулирование войн (например, конфликта между Россией и Украиной) будет благоприятным для отрасли — откроет ранее недоступные маршруты и восстановит утраченные связи между экономиками. Напротив, эскалация военных действий может привести к снижению спроса и новым ограничениям.
- Торговые конфликты: тарифные войны и протекционистская политика снижают не только спрос на авиационные грузоперевозки, но потенциально могут повлиять и на пассажирский сегмент. Неопределённость в отношении будущей торговой политики администрации Трампа может затормозить инвестиционные решения, влияющие на экономическую активность и спрос на воздушные перевозки.
- Фрагментация глобальных стандартов: международные авиационные стандарты имеют критическое значение. Ослабление многосторонних соглашений или рост несогласованности между государствами может повысить регуляторную сложность и стоимость ведения бизнеса. Это относится к климатической политике, торговле, пассажирским формальностям и множеству других сфер, влияющих на стратегические и операционные решения авиакомпаний.
- Цены на нефть: нефть остаётся ключевым элементом, определяющим прибыльность авиакомпании. Цены на нефть подвержены влиянию сразу многих факторов: темпов экономического роста, объёмов добычи, декарбонизационной политики, санкций, доступности НПЗ и транспортных блокировок. Это означает, что волатильность цен может быстро перерасти в финансовые потрясения для отрасли.
Региональный обзор
Во всех регионах мира в 2025 году ожидается совокупная чистая прибыль. Большинство регионов улучшат свои финансовые показатели по сравнению с 2024 годом, за исключением Латинской Америки. Тем не менее, прибыльность по-прежнему сильно варьируется между авиакомпаниями и регионами. Ожидается, что совокупная чистая прибыль африканских авиакомпаний будет самой низкой — 1,3%, а у перевозчиков на Ближнем Востоке она, по прогнозам, будет самой высокой — 8,7%.
Северная Америка
2024 чистая прибыль (оценка)
(чистая маржа) На пассажира |
2025 чистая прибыль (прогноз)
(чистая маржа) На пассажира |
2025 Спрос (RPK, пассажиро-километры) | 2025 Провозная емкость (ASK, доступные кресло-километры) |
$11.5 млрд
(3.5%) $10.1 |
$12.7 млрд
(4.0%) $11.1 |
+0.4% | +1.3% |
Северная Америка сохранит лидерство по абсолютной прибыли среди всех регионов, несмотря на ожидаемое замедление экономики США. Повышение тарифов, вероятно, приведёт к снижению потребительской и деловой активности, что отразится на расходах и инвестициях. Дополнительными ограничителями роста остаются дефицит пилотов и проблемы с надёжностью двигателей, особенно в секторе лоукостеров.
Европа
2024 чистая прибыль (оценка)
(чистая маржа) На пассажира |
2025 чистая прибыль (прогноз)
(чистая маржа) На пассажира |
2025 Спрос (RPK, пассажиро-километры) | 2025 Провозная емкость (ASK, доступные кресло-километры) |
$9.6 млрд
(3.8%) $8.0 |
$11.3 млрд
(4.3%) $8.9 |
+6.0% | +5.9% |
В Европе сохранится высокий спрос на авиаперевозки, особенно в сегменте лоукостеров. Возвращение ранее простаивающих самолётов в эксплуатацию (после устранения проблем с двигателями) усилит предложение. Кроме того, соглашения об «открытом небе» ЕС с Северной Африкой создадут новые возможности. Укрепление евро окажет позитивное влияние на прибыльность, поскольку большая часть расходов (включая топливо) номинирована в долларах США.
Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР)
2024 чистая прибыль (оценка)
(чистая маржа) На пассажира |
2025 чистая прибыль (прогноз)
(чистая маржа) На пассажира |
2025 Спрос (RPK, пассажиро-километры) | 2025 Провозная емкость (ASK, доступные кресло-километры) |
$4.0 млрд
(1.6%) $2.3 |
$4.9 млрд
(1.9%) $2.6 |
+9.0% | +6.9% |
АТР остаётся крупнейшим регионом по объёму пассажироперевозок (измеряемых в RPK), где Китай составляет свыше 40% трафика региона. Ожидается стабильный рост спроса на фоне смягчения визовых требований в Китае, Вьетнаме, Малайзии и Таиланде, что поддержит как международный туризм, так и внутриазиатские перевозки. Однако экономическая ситуация остаётся непростой: прогноз роста ВВП в регионе, в частности, по Китаю был понижен. Связь между Китаем и США пока ограничена — только 100 рейсов в неделю, что значительно ниже допандемийного уровня. Но избыточность мощностей сокращается благодаря оптимизации использования флота на международных и внутренних рейсах.
Латинская Америка
2024 чистая прибыль (оценка)
(чистая маржа) На пассажира |
2025 чистая прибыль (прогноз)
(чистая маржа) На пассажира |
2025 Спрос (RPK, пассажиро-километры) | 2025 Провозная емкость (ASK, доступные кресло-километры) |
$1.3 млрд
(2.8%) $4.1 |
$1.1 млрд
(2.4%) $3.4 |
+5.8% | +7.8% |
В Латинской Америке одни авиакомпании демонстрируют устойчивость, другие — находятся в затруднительном положении. Отрасль испытывает давление из-за слабых национальных валют, тогда как большинство затрат (например, лизинг, обслуживание долга) приходится оплачивать в долларах США. Подписанные Аргентиной соглашения об открытом небе с некоторыми странами расширяют возможности конкуренции и маршрутов. Однако планируемое введение НДС 26,5% на авиабилеты в Бразилии может значительно повлиять на рынок. Это единственный регион, где прибыльность в 2025 году ожидается ниже, чем в 2024-м.
Ближний Восток
2024 чистая прибыль (оценка)
(чистая маржа) На пассажира |
2025 чистая прибыль (прогноз)
(чистая маржа) На пассажира |
2025 Спрос (RPK, пассажиро-километры) | 2025 Провозная емкость (ASK, доступные кресло-километры) |
$6.1 млрд
(8.9%) $28.5 |
$6.2 млрд
(8.7%) $27.2 |
+6.4% | +4.6% |
Ближний Восток сохранит самую высокую прибыль на одного пассажира среди всех регионов. Сильные экономические показатели поддерживают высокий спрос как на деловые, так и на туристические поездки. Тем не менее, рост будет ограничен задержками поставок новых самолётов, поскольку авиакомпании сосредотачиваются на модернизации существующего парка.
Африка
2024 чистая прибыль (оценка)
(чистая маржа) На пассажира |
2025 чистая прибыль (прогноз)
(чистая маржа) На пассажира |
2025 Спрос (RPK, пассажиро-километры) | 2025 Провозная емкость (ASK, доступные кресло-километры) |
$0.2 млрд
(1.0%) $1.2 |
$0.2 млрд
(1.1%) $1.3 |
+8.0% | +7.3% |
Африканские авиаперевозчики сталкиваются с высокими операционными затратами и низкой покупательской способностью в ряде стран. Рост сдерживается дефицитом воздушных судов и запчастей, а также нехваткой иностранной валюты, особенно доллара США. Несмотря на эти сложности, спрос на авиаперевозки сохраняется устойчивым.
Взгляд пассажиров (The Traveler’s Viewpoint)
Авиаперевозки продолжают приносить потребителям ощутимую ценность. Согласно опросу общественного мнения, проведённому IATA в апреле 2025 года, (охват: 14 стран, 6 500 респондентов, совершивших как минимум один авиаперелёт за последние 12 месяцев):
- 97% пассажиров выразили удовлетворение своей последней поездкой, при этом 58% заявили, что были «высоко удовлетворены».
- 89% опрошенных согласны с тем, что авиаперелёты улучшают их жизнь.
- 81% ценят разнообразие выбора при планировании путешествий.
- 78% считают, что авиаперелёты обеспечивают хорошее соотношение цена/качество.
Пассажиры ожидают от отрасли, что она будет безопасной, устойчивой, эффективной и прибыльной. Опрос IATA также показал, насколько значимую роль авиаперевозки играют в жизни людей:
- 90% считают воздушное сообщение необходимостью для современной жизни.
- 90% убеждены, что авиасообщение критически важно для экономики.
- 89% считают, что авиация оказывает позитивное влияние на общество.
- 82% полагают, что глобальная сеть воздушного транспорта вносит важный вклад в достижение Целей устойчивого развития ООН.
- 84% неравнодушны к успеху авиационной отрасли.
- 88% обеспокоены доступностью полетов в будущем.
Отрасль воздушного транспорта по-прежнему привержена цели достижения нулевых выбросов CO₂ к 2050 году. Уровень доверия пассажиров к этой цели остаётся высоким:
- 81% считают, что авиационная отрасль демонстрирует стремление к совместной работе над её достижением.
- 77% считают, что лидеры отрасли серьёзно относятся к климатическому вызову. Для сравнения: у правительственных лидеров — 64% доверия, у представителей нефтяной отрасли — 60%.