Крупнейшая в Центральной Азии и Закавказье группа Air Astana ожидает дальнейшего роста объема перевозок в 2024 году, обусловленного увеличением провозных емкостей и расширением парка воздушных судов, заявила компания при опубликовании официальных итогов прошлого года, передает Avianews.kz со ссылкой на АТО.
Авиакомпании группы — флагман Air Astana и лоукостер FlyArystan — совместными усилиями перевезли 8,1 млн пасс. (рост на 10,1% год к году) используя 49 самолетов.
К концу 2024 года группа планирует «нетто» увеличение (учитывая выбывшие ВС) парка до 56 самолетов. В течение года ожидается поступление семи узкофюзеляжных Airbus A320neo — трех в Air Astana, четырех в FlyArystan. Но как выяснил телеграм-канал CentralAsia+ Aero, одновременно группа рассчитывает получит пять самолетов предыдущего поколения A320ceo. Они призваны подстраховать Air Astana в случае продолжения технических проблем с редукторными двигателями Pratt&Whitney, установленными на самолетах neo.
При этом Air Astana ведет переговоры с лизингодателями по поводу более раннего вывода из парка пяти региональных реактивных самолетов Embraer E190-E2. Сроки их лизинга по договорам истекают в 2024–2025 годах, но группа хотела бы полностью расстаться с ними до конца текущего года.
Расширять деятельность и увеличивать провозные мощности группа намерена за счет средств, вырученных от недавно успешно проведенного первичного размещения акций IPO, заявил Питер Фостер, главный исполнительный директор Air Astana. «Мы располагаем хорошими возможностями для использования потенциала роста за счет развития неосвоенного авиационного рынка в Казахстане и улучшения международного авиасообщения», — отметил он.
Группа Air Astana, одним из основных акционеров которой является британская компания BAE Systems (с долей 49,0% до проведения IPO и 15,3% в настоящее время), с началом российско-украинского конфликта полностью прекратила полеты в РФ, потеряв свой крупнейший рынок. При этом на ее финансовые показатели 2022 года положительно повлияла частичная мобилизация в России, отмеченная в финотчете Air Astana как чрезвычайное рыночное событие (ЧРС): приток граждан из России в/через Казахстан принес компании 16,2 млн долл.
Что касается финансовых итогов прошлого года, то выручка Air Astana составила 1,2 млрд долл., рост год к году на 13,8% (или на 15,6% исключая ЧРС). Операционная прибыль снизилась на 8,5%, до 136,0 млн долл.