Об особенностях работы авиадиспетчера рассказали в РГП «Казаэронавигация»

Корреспонденту Sputnik Казахстан удалось поговорить с одним из тех профессионалов, кто участвовал 27 марта 2016 года в посадке самолета Дмитрия Родина, — руководителем полетов аэродромного диспетчерского центра в Нур-Султане Сергеем Шевчиком, передает Avianews.kz.

Как и большинство авиадиспетчеров, Сергей сначала хотел стать летчиком.

«Когда проходили подготовку, нам предложили посмотреть, как работают диспетчеры. Мне понравилось. Стандартных ситуаций очень мало бывает, нужно держать в голове многое. На первом же курсе летного училища понял, что это мое. Уже потом в процессе обучения и работы на диспетчерских тренажерах понял, что принял правильное решение», — рассказывает Сергей Шевчик.

Основа основ профессии авиадиспетчера – английский язык, математика, пространственное мышление. Знание языка помогает понимать и давать указания пилотам разных авиакомпаний, совершающих посадку, математика развивает память, мышление – видеть в 3D формате, как самолеты летят в воздухе. В процессе работы авиадиспетчеры держат в голове множество информации одновременно для нескольких самолетов.

«Пилоту в этом отношении, наверно, проще. У него один самолет и отвечает он только за него. У авиадиспетчера одновременно на связи могут находиться от 10 до 20 самолетов, и он каждому самолету дает указания, которые экипаж обязан выполнить. Это необходимо запоминать, записывать не пойдет», — добавил авиадиспетчер.

Многие отсеиваются на этапе отбора, сдачи тестов и во время самой учебы. В случае с нашим героем – на первом курсе с ним училось около 700 человек, а закончить обучение смогли всего 170. Кто-то в процессе обучения понимал, что это не его специальность, другие «валили» экзамены без права на пересдачу. Но все, кто остался, стали настоящими мастерами своего дела.

Почему авиадиспетчер мужская профессия?

Конечно, за работу отвечает не один человек. В смене работают диспетчеры аэродромного диспетчерского центра и районного диспетчерского центра. Разные зоны ответственности, но в обоих случаях в сменах есть диспетчер-инструктор, старший диспетчер, руководитель полетов. Количество команды в смене может достигать 25 человек.

«Неработающему в авиации человеку будет тяжело понять, это надо видеть. Например, диспетчер руления отвечает за запуск и руление самолета к предварительному старту, а также за движение техники на летном поле (обслуживающая техника, обработка самолетов противообледенительной жидкостью), диспетчер вышки отвечает от начала разбега самолета до набора высоты 800 метров, и также при посадке. Таким образом, воздушное судно передается из рук в руки под непрерывным контролем авиадиспетчера», — рассказал собеседник.

Другими словами, все воздушное пространство делится на зоны ответственности диспетчерских пунктов. И диспетчеры руководят движениями в рамках зоны ответственности своего пункта. Особенность работы есть и в том, что каждый день у них не похож на другой.

Воздушное судно – это слишком быстрый вид транспорта, чтобы диспетчер мог позволить себе медлительность. В неожиданной ситуации он должен быстро рассредоточить самолеты на безопасное расстояние друг от друга, принять решение о запрете на посадку или взлет. В таких ситуациях невозможно избежать стрессов.