Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) завершила сборку первого прототипа пассажирского широкофюзеляжного самолета Ил-96-400М, который является удлиненной версией модели Ил-96. Фотографии, опубликованные производителем 7 июня, показали выкатку окрашенного в новую фирменную корпоративную ливрею самолета из ангара на сборочном предприятии ВАСО в Воронеже, передает Avianews.kz со ссылкой на АТО.
ОАК также сообщила, что этот прототип готовится к первому полету на ВАСО. Однако дата события пока не объявлена, а сама программа разработки Ил-96-400М сталкивается с серьезными задержками.
Разработка Ил-96-400М началась в 2016 году, а первый полет тогда планировался на 2019 год. Затем он был перенесен на конец 2020 года — начало 2021-го из-за загрузки ВАСО производством базовых вариантов Ил-96-300.
По сравнению с базовым Ил-96 длина фюзеляжа модели 400М увеличена на 9,5 м. Максимальная взлетная масса возросла на 20 т, грузоподъемность — на 18 т. Новый широкофюзеляжный самолет сможет перевозить 402 пасс. в одноклассной компоновке по сравнению с 300 пасс. в Ил-96-300. Кроме того, он получил более мощные двигатели: четыре турбовентиляторных ПС-90А1 с тягой 17,4 т каждый вместо ПС-90А с тягой 16 т на базовой модели.
По информации ОАК, на Ил-96-400М также установлено современное российское бортовое радиоэлектронное оборудование, в том числе новый комплекс авионики и другие системы и комплектующие. Чем оно лучше прежнего, производитель на раскрывает.
Перспективы удлиненной версии Ил-96 выглядят неопределенными. Государственный контракт на ее разработку предусматривал выпуск шести серийных самолетов к 2024 году. Но в принятой в 2022 году правительственной программе развития российской авиатранспортной отрасли Ил-96-400М не упоминается, а перед ОАК поставлена задача собрать только 12 Ил-96-300 в 2025–2030 годах.
Одновременно с 2017 года ОАК совместно с китайской COMAC запустила разработку другого широкофюзеляжного пассажирского самолета — CR929. Однако после введения год назад западных санкций участие российского производителя в совместном проекте оказалось под вопросом.
ОАК не впервые берется за модернизацию пассажирских самолетов, разработанных в позднесоветское время. В 2013 году был сертифицирован модернизированный узкофюзеляжный пассажирский самолет Ту-204СМ с новой ВСУ и модернизированными двигателями ПС-90А2. Однако в серийное производство эта модификация так и не пошла.