
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) представила данные по мировому рынку авиаперевозок за сентябрь 2025 года, передает Avianews.kz.
Пассажирские перевозки
- Общий спрос, измеряемый в пассажиро-километрах (RPK), вырос на 3,6% по сравнению с сентябрем 2024 года. Общая провозная емкость, измеряемая в доступных кресло-километрах (ASK), также увеличилась на 3,7% в годовом выражении. Коэффициент загрузки (PLF) в сентябре составил 83,4% (-0,1 п.п. по сравнению с сентябрем 2024 года).
- Международный спрос вырос на 5,1% по сравнению с сентябрем 2024 года. Провозная емкость увеличилась на 5,2%, а коэффициент загрузки составил 83,6% (-0,1 п.п.).
- Внутренний спрос вырос на 0,9% по сравнению с сентябрем 2024 года, при этом провозная емкость увеличилась на 1,1%, а коэффициент загрузки составил 83,0% (-0,1 п.п.).
«Основным драйвером роста в сентябре стали международные перевозки — на их долю пришлось 90% общего спроса, который составил 3,6%. Провозная емкость авиакомпаний росла чуть быстрее и увеличилась на 3,7%, однако заполняемость рейсов осталась на стабильно высоком уровне — 83,4%. Судя по расписаниям на ноябрь, авиарынок готовится к дальнейшему подъему: ожидается рост провозной емкости еще на 3% по сравнению с прошлым годом. Перевозчики уверенно входят в сезон праздничных поездок, несмотря на сохраняющиеся сложности в цепочках поставок», — отметил генеральный директор IATA Уилли Уолш.
Пассажирские перевозки в деталях – сентябрь 2025 (в % по отношению к сентябрю 2024 года)
| Регион | Доля рынка, %* | RPK | ASK | Загрузка |
| Весь мир | 100 | 3,6 | 3,7 | 83,4 (-0,1) |
| Африка | 2,2 | 6,1 | 6,9 | 74,9 (-0,6) |
| Азиатско-Тихоокеанский регион | 33,5 | 5,3 | 4,0 | 83,6 (1,1) |
| Европа | 26,7 | 2,9 | 3,3 | 86,2 (-0,3) |
| Латинская Америка и Карибы | 5,3 | 5,4 | 5,4 | 83,6 (0,0) |
| Ближний Восток | 9,4 | 6,2 | 6,3 | 81,8 (-0,1) |
| Северная Америка | 22,9 | -0,1 | 1,8 | 81,2 (-1,5) |
*% от RPK отрасли в 2024 г.
Региональный обзор – международные пассажирские перевозки
Рост спроса на международные полеты (RPK) достиг в сентябре 5,1% в годовом выражении. Единственным регионом, где существенно повысился коэффициент загрузки, стал Азиатско-Тихоокеанский регион. Основным драйвером роста здесь стали перелеты внутри Азиатского региона — их объем увеличился на 9,4%, прежде всего за счет рейсов из Китая и Японии. При этом пассажиропоток между Северной Америкой и Азией показал слабый рост — всего 0,9%. Для сравнения, направление Северная Америка — Южная Америка, наоборот, восстановилось после спада в августе, продемонстрировав рост на 1,1%.
| Регион | RPK | ASK | Загрузка (PLF) |
| Азиатско-Тихоокеанский регион | 7,4% | 6,1% | 83,3% (+0,1 п.п.) |
| Европа | 4,0% | 4,4% | 85.6% (-0.3 п.п.) |
| Северная Америка | 2,5% | 4,3% | 82,9% (-1,5 п.п.) |
| Ближний Восток | 6,3% | 6,2% | 81,9% (0,0 п.п.) |
| Латинская Америка | 5,3% | 6,8% | 83,3% (-1,2 п.п.) |
| Африка | 5,3% | 5,1% | 74,7% (+0,1 п.п.) |
Обзор внутренних рынков пассажирских авиаперевозок
Внутренние пассажирские авиаперевозки выросли на 0,9% по сравнению с сентябрем 2024 года, при этом коэффициент загрузки снизился на 0,1 п.п. до 83,0% на фоне увеличения провозной емкости на 1,1%. Лидером роста остается Бразилия, где зафиксировано двузначное увеличение показателей. Напротив, в США спад объемов внутренних авиаперевозок ускорился до -1,7%, а коэффициент загрузки оказался самым низким среди основных внутренних рынков.
Внутренние пассажирские рынки – сентябрь 2025 (в % по отношению к сентябрю 2024 года)
| Рынок | Доля рынка* | RPK | ASK | Загрузка |
| Обобщенные показатели | 38,2 | 0,9 | 1,1 | 83,0 (-0,1 п.п.) |
| Австралия | 0,8 | 1,3 | 5,3 | 81,7 (-3,2 п.п.) |
| Бразилия | 1,1 | 12,1 | 10,0 | 84,4 (1,6 п.п.) |
| Китай | 11,3 | 5,0 | 3,2 | 84,2 (1,4 п.п.) |
| Индия | 1,7 | -0,7 | 1,5 | 81,1 (-1,9 п.п.) |
| Япония | 1,0 | 3,3 | -0,8 | 84,9 (3,4 п.п.) |
| США | 14,4 | -1,7 | 0,1 | 80,2 (-1,5 п.п.) |
*% от RPK отрасли в 2024 г. Примечание: на эти шесть внутренних рынков приходится 30,2% от общего мирового спроса и 79,1% от общего объема внутренних перевозок.
Грузовые перевозки
- Общий спрос, измеряемый в грузовых тонно-километрах (CTK), увеличился на 2,9% по сравнению с сентябрем 2024 года (+3,2% для международных перевозок).
- Провозная емкость, измеряемая в доступных грузовых тонно-километрах (ACTK), выросла на 3,0% по сравнению с сентябрем 2024 года (+4,4% для международных перевозок).
«В сентябре спрос на грузовые авиаперевозки вырос на 2,9% в годовом выражении, отметив седьмой месяц роста подряд. Однако за этой динамикой скрываются серьезные изменения в торговых потоках, вызванные мерами торговой политики США, включая отмену порога беспошлинного ввоза. За последние пять месяцев заметно снизился спрос на маршрутах между Северной Америкой и Азией, но этот спад был компенсирован активным ростом внутри Азии, а также на направлениях, соединяющих Азию с Европой, Африкой и Ближним Востоком. Несмотря на опасения относительно ослабления мировой торговли, сегодня мы видим, что сектор успешно адаптируется к новым рыночным условиям», — заявил Уилли Уолш, генеральный директор IATA.
Основные факторы, оказавшие влияние на статистику:
- Мировая торговля товарами в сентябре выросла на 3,7% в годовом исчислении.
- Цены на авиатопливо в сентябре выросли на 5,4% по сравнению с прошлым годом, несмотря на снижение цен на нефть. Рост был обусловлен дефицитом на рынке дизельного топлива, что привело к удвоению спрэда между ценами на сырье и топливо в годовом выражении.
- В сентябре мировое производственное настроение укрепилось: индекс PMI рос второй месяц подряд и достиг 51,3. Показатель новых экспортных заказов немного повысился — до 49,6, однако по-прежнему остается ниже порога роста в 50 пунктов, что отражает сохраняющуюся осторожность на фоне неопределенности в тарифной политике.
Грузовые авиаперевозки – сентябрь 2025 (в % к сентябрю 2024 года)
| Регион | Доля рынка* | CTK | ACTK | Загрузка |
| Весь мир | 100,0 | 2,9 | 3,0 | 45,7 (0,0 п.п.) |
| Африка | 2,0 | 14,7 | 7,4 | 44,4 (2,8 п.п.) |
| Азиатско-Тихоокеанский регион | 34,3 | 6,8 | 4,8 | 49,3 (0,9 п.п.) |
| Европа | 21,5 | 2,5 | 4,4 | 51,3 (-0,9 п.п.) |
| Латинская Америка и Карибы | 2,9 | -2,2 | 3,1 | 35,2 (-1,9 п.п.) |
| Ближний Восток | 13,6 | 0,6 | 5,5 | 45,4 (-2,2 п.п.) |
| Северная Америка | 25,7 | -1,2 | -1,5 | 39,4 (0,1 п.п.) |
*% от CTK отрасли в 2024 г.
Детализация показателей авиационных грузоперевозок по регионам за сентябрь 2025 года по отношению к сентябрю 2024 года:
Авиакомпании Азиатско-Тихоокеанского региона в сентябре зафиксировали рост спроса на грузовые авиаперевозки на 6,8% в годовом исчислении. Провозная емкость увеличилась на 4,8% в годовом исчислении.
Североамериканские перевозчики в сентябре зафиксировали падение спроса на грузовые авиаперевозки на 1,2% в годовом исчислении. Провозная емкость снизилась на 1,5% в годовом исчислении.
Европейские перевозчики в сентябре зафиксировали рост спроса на грузовые авиаперевозки на 2,5% в годовом исчислении. Провозная емкость увеличилась на 4,4% в годовом исчислении.
Авиакомпании Ближнего Востока в сентябре зафиксировали рост спроса на грузовые авиаперевозки на 0,6% в годовом исчислении. Провозная емкость увеличилась на 5,5% в годовом исчислении.
Латиноамериканские перевозчики в сентябре зафиксировали падение спроса на грузовые авиаперевозки на 2,2% в годовом исчислении — это самый слабый показатель среди всех регионов. Провозная емкость увеличилась на 3,1% в годовом исчислении.
Африканские авиакомпании в сентябре показали самый высокий рост спроса на грузовые авиаперевозки среди всех регионов — на 14,7% в годовом выражении. Провозная емкость при этом увеличилась на 7,4% по сравнению с прошлым годом.
Показатели торговых маршрутов:
Объемы грузовых авиаперевозок в сентябре 2025 года выросли по всем основным торговым коридорам, за исключением направлений «Азия–Северная Америка», «Ближний Восток – Европа» и «Внутри Европы», по которым наблюдалось снижение.
| Маршрут | Рост, год к году | Примечания | Доля рынка в отрасли* |
| Азия – Северная Америка | -3,5% | 5 месяцев снижения подряд | 24,4% |
| Европа – Азия | +12,4% | 31 месяц роста подряд | 20,5% |
| Ближний Восток – Европа | -4,6% | 2 месяца снижения подряд | 5,7% |
| Ближний Восток – Азия | +4,6% | 7 месяцев роста подряд | 7,4% |
| Внутри Азии | +10,0% | 23 месяца роста подряд | 7,0% |
| Внутри Европы | -1,1% | 2 месяца снижения | 2,0% |
| Северная Америка – Европа | +2,6% | 20 месяцев роста подряд | 13,3% |
| Африка – Азия | +9,6% | 3 месяца роста подряд | 1,4% |
*Доля рассчитана на основе показателя CTK за весь 2024 год.
