Амирали Есмаганбетов: Кызылординский филиал представляет собой оснащённый самой современной авиационной техникой мобильный комплекс


16 декабря текущего года Казахстан отметит одну из важных дат в истории страны – 30 лет Независимости. Год назад мир охватил кризис, связанный с пандемией коронавирусной инфекции и это стало вызовом для экономики не только Казахстана, но и для всего мира. Несмотря на снижение темпов роста своего развития, обусловленного негативными факторами мировой финансовой системы, наша страна сохранила устойчивость и стабильность, продемонстрировав всему миру экономическую и политическую состоятельность.

Каркасом этой устойчивости и стабильности является транспортная система Казахстана, в том числе отрасль гражданской авиации страны. Гражданская авиация Казахстана, с момента обретения государственной независимости, прошла все этапы своего возрождения – стагнацию в конце 80-х годов, развал и демонтаж прежних союзных механизмов управления в начале 90-х, восстановление и формирование новых отраслевых структур в середине 90-х годов прошлого столетия. Одной из таких структур гражданской авиации является РГП «Казаэронавигация», образованное в середине 1995 года. 2020 год являлся юбилейным для «Казаэронавигации» — ровно 25 лет назад началась её успешная производственная деятельность. За эти годы произошли кардинальные изменения по всем параметрам как в узловых центрах управления воздушным движением, так и в региональных подразделениях. Об истории создания Кызылординского филиала РГП «Казаэронавигация» в материале корреспондента Avianews.kz.

Фото из архива

Кызылординский филиал начал свою деятельность в 1995 году, который был выделен из объединенного авиаотряда в составе службы Эксплуатации радиотехнического оборудования и связи и службы Управления воздушным движением. Своими воспоминаниями поделился ветеран Кызылординского филиала, техник службы ЭРТОС Алданазар Омаров.

«Начало истории создания филиала было трудным временем и для авиаотряда, и для всего трудового коллектива. Самолеты стояли, выдачу зарплаты задерживали, люди не верили в своё будущее, не верили в возрождение отрасли, уезжали в поисках лучшей доли для себя и своих близких. Остались только самые преданные своему делу и родному предприятию специалисты», — вспоминает ветеран.

Оставшиеся специалисты в лице диспетчеров, инженеров и техников составили костяк вновь созданного филиала. Ветераны вспоминают, что на тот момент было много сложных задач, которые необходимо было решать и весь коллектив взялся решать поставленные задачи. В период с 1995 по 1998 годы Кызылординский филиал возглавил опытный начальник службы движения авиотряда У. Ахметов, а позже его сменил А. Килибаев, который руководил филиалом до 2011 года. К слову, оба они удостоены почетного звания «Құрметті авиатор».

Спустя 26 лет все сотрудники работают в комфортных условиях в капитально отремонтированном здании с собственной котельной и бесперебойно работающими инженерными коммуникациями.  Все служебные и бытовые помещения оснащены кондиционерами, что особенно важно в условиях изнурительной летней жары. Отремонтированы все отдаленные объекты, которые оснащены централизованной сигнализацией охраны и пожаротушения. Транспортное сообщение с городом обеспечивается новым автобусом, дневные и ночные дежурные смены также обслуживаются комфортабельным автомобилем. Работники филиала без задержек получают достойную зарплату, имеют возможность бесплатно поправлять своё здоровье в домах отдыха и лечебных профилакториях. На сегодняшний день, люди гордятся тем, что работают в «Казаэронавигации».

Фото из архива

За эти годы перемены произошли в одной из многочисленных служб авиаотряда – службе ЭРТОС. На сегодняшний день, штатные должности инженеров укомплектованы только специалистами с высшим техническим образованием, что позволяет повысить уровень обслуживания современных компьютерных цифровых комплексов, которые пришли на смену старым ламповым и аналоговым радиотехническим устройствам. Коренная модернизация и замена устаревшего и выработавшего свой ресурс технического оборудования началась с первых же дней образования РГП «Казаэронавигация».

Таким образом, 1995 году в Кызылорде был установлен навигационный радиомаяк международного стандарта VOR/DME. В 2018 году был заменен на более современный радиомаяк DVOR/DME. В 1998 году в филиале был введён в эксплуатацию первый моноимпульсный вторичный радиолокатор МВРЛ-СВК. В 2001 году была оборудована радиолокационная позиция в Аральске – установлены вторичный радиолокатор МВРЛ-CВК и АРМ диспетчера УВД «Синтез-АРМ-Р». Тем самым была завершена программа модернизации автоматизированной системы управления воздушным движением, начатая в 1993 году.  В 2001 году была начата новая фаза замены радиотехнических систем ближней навигации на современные навигационные маяки и в 2002 году радиомаяк РМА-90/РМД-90 был установлен в Новоказалинске. В 2021 году радиомаяк DVOR/DME установлен на УП «Аральск».  Было заменено устаревшее радиотехническое оборудование приводных комплексов и системы посадки. В декабре 2004 года были введены в эксплуатацию новые приводные радиомаяки РМП-200. В течение 2008 года была демонтирована система посадки СП-75 и введены в эксплуатацию СП-90, DME и АРП-95. В 2009 году началась установка аэродромного радиолокатора ПОРЛ «Морава», который в октябре этого же года начал штатную работу. Полностью была реорганизована структура ВЧ и ОВЧ радиосвязи. Передающий радиоцентр с устаревшим оборудованием и огромным антенным полем в 14 гектаров в конце 2006 года был выведен из эксплуатации, а современные компактные радиостанции «ROHDE&SCHWARZ» были смонтированы в здании КДП. Большое внимание за эти 26 лет уделялось резервированию промышленного электроснабжения объектов. На момент образования филиала на его объектах были размещены устаревшие дизель-генераторные агрегаты советского производства общим количеством 15 единиц, давно выработавшие свой ресурс и с полным отсутствием запасных частей. Сейчас об этих агрегатах помнят только ветераны. На сегодняшний день на всех объектах установлены современные автоматизированные дизель-генераторы AJD-70, DPA-65, PETRА, Wilson от ведущих мировых производителей. Для повышения надёжности электроснабжения на всех объектах смонтированы источники бесперебойного питания номинальной мощности. В 2010 был введен в эксплуатацию второй вторичный радиолокатор МВРЛ, была установлена РРС “CERAGON” между КДП и ОРЛ и проложена ВОЛС между ОРЛ и ДП “Вышка”. Это позволило ещё более надёжно и стабильно транслировать всю радиолокационную и радионавигационную информацию с рабочей позиции. В 2011 году были введены в эксплуатацию система голосовой связи DENRO и цифровой звукозаписи “NiceLog”. В 2012 году на КДП и ДП “Вышка” было установлено оборудование “Skyline”, что позволило осуществлять управление воздушным движением с ДП “Вышка”. В 2013 году было введено в эксплуатацию изделие МВРЛ “M10S”.

Об изменениях, которые произошли в службе организации воздушного движения, рассказал директор Кызылординского филиала Амирали Есмаганбетов.

«В связи с высокими требованиями к безопасности полётов изменилась работа службы ОВД, в которой ранее числилось 54 человека. Теперь численный состав службы составляет 21 человек. За эти годы многократно повысились требования к диспетчерскому составу, особенно в сфере знания английского языка. Тем более, что с 2011 года к непосредственному управлению воздушным движением допускаются только специалисты с четвертым уровнем знания английского языка по шкале Международной организации гражданской авиации. В соответствии с этим руководители полётов и диспетчера Кызылординского филиала регулярно проходят подготовку в учебных центрах в Англии, Швеции, Латвии и в Центре профессиональной подготовки в Алматы. Другим направлением повышения безопасности полётов является модернизация технических средств отображения воздушной обстановки в зоне ответственности диспетчера. В 1995 году диспетчеру необходимо было напряжённо следить за полутёмным индикатором «Пикета», где среди большого количества помех ему надо было определить необходимую метку самолёта. С вводом в эксплуатацию вторичного радиолокатора МВРЛ-СВК и АРМ диспетчера УВД «Синтез-АРМ-Р» в 1998 году радикально изменились условия работы диспетчера – теперь на экране монитора он чётко видел все цели с необходимыми вторичными параметрами», — рассказал Амирали Есмаганбетов.

В 2015 году в состав РГП «Казаэронавигация» влился дружный коллектив АО «Казаэросервис» (Авиационная метеорологическая служба). За прошедшие годы в метеослужбе Кызылординского филиала ввели в эксплуатацию ДМРЛ (метеолокаторы) на УП «Аральск» и аэродроме города Кызылорда. В настоящее время проводятся работы по вводу в строй резервного комплекта оборудования метеорологического обеспечения полетов.

«Все вышеперечисленные достижения являются заслугой самоотверженного труда коллектива всего предприятия. Глядя ретроспективно на прошедшие 26 лет, можно сказать, что за эти годы была проведена огромная работа, и сегодня Кызылординский филиал представляет собой оснащённый самой современной авиационной техникой мобильный комплекс, трудовой коллектив которого с уверенностью смотрит в будущее», — заключил директор Кызылординского филиала Амирали Есмаганбетов.