Авиационная метеослужба: «Без сводки о погоде пилоты не взлетают».

Редакция Avianews.kz продолжает серию материалов о деятельности казахстанской авиационной сферы. Сегодня публикация посвящена, работе инженерно-технического состава Метеорологической службы филиала «ЮВ РЦ ОВД» РГП «Казаэронавигация». Метеорологическая служба — ключевое звено системы обеспечения безопасности полетов, на основании прогнозов синоптиков пилот принимает решение о взлете и посадке воздушного судна. Детали работы одного из стратегических блоков в авиации раскрыла руководитель метеослужбы Маржан Ахметова.

— Маржан Махмутовна, здравствуйте.  Начнем с того, что авиапассажиры понимая большую значимость понятия «летная и нелетная погода», оставляют так скажем, без должного внимания подготовительный к прогнозной сводке процесс. У многих, нет понимания как выстраивается процесс работы метеослужб в авиации, тут нужно учесть, что алматинская погода одна из самых непредсказуемых в Казахстане. Не могли бы вы поделиться основным функционалом деятельности вашей службы и согласны с тем, что алматинский участок один из самых непростых?

— Метеослужба – это та служба, без которой ни один бы аэропорт мира не смог бы функционировать. Для того, чтобы полеты были безопасными, необходимо досконально знать погоду по аэродрому и точный прогноз на ближайшее время. Без информации о погоде ни один пилот не примет решение о взлете или посадке. 

Основной задачей метеорологической службы является метеорологическое обеспечение полетов воздушных судов гражданской авиации, а также осуществление функций органа метеорологического слежения на аэродроме Алматы для метеорологического обеспечения полетов в пределах района полетной информации.

Безусловно, алматинский участок является одним из самых сложных из-за прямого влияния гор. Чем выше горный массив, чем круче склоны хребта, тем интенсивнее его влияние на атмосферные процессы. 

Справочно: Алматинский филиал метеорологической службы состоит из трех комплексов: комплекс метеорологического обеспечения (КМО) для анализа аэросиноптического материала и метеорологической информации. На основе этих данных составляют прогнозы погоды по аэродромам. Следующий объект — это комплекс производства метеорологических наблюдений (КПМН), то есть метеорологи-наблюдатели осуществляют наблюдение за метеорологическими условиями на аэродроме. Комплекс технического обслуживания метеорологического оборудования (КТОМО) обеспечивает эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт метеооборудования.

— Чем отличается авиационная метеослужба от работы гражданских синоптиков?

-Авиационные прогнозы принципиально отличаются от прогнозов общего назначения. Если обычному человеку достаточно знать температуру воздуха, силу ветра и вероятность осадков,  то для подготовки к полету необходимо учесть направление и скорость ветра, видимость, особенно при взлете и посадке, вероятность возникновения опасных погодных явлений, форму и высоту облачности. Наш прогноз не может быть некорректным. По этой причине работа в авиационной метеослужбе кардинально отличается от гражданского. 

Какую информацию получают пилоты перед рейсом или посадкой воздушного судна?

— Перед вылетом при консультации экипажу сообщается синоптическая обстановка по маршруту полета, текущие и прогнозные данные о ветре, температуре воздуха, высоте тропопаузы. Далее передаем сводку о фактических и ожидаемых явлениях погоды по маршруту полета и в зоне вылета, посадки и запасных аэродромах. По запросу экипажа могут быть переданы дополнительные имеющиеся метеорологические данные.

Принятие о решении экипажем воздушного судна посадки или взлета на аэродроме совершается по фактической погоде и конечно же они ориентируются на прогноз.

Как составляется прогноз погоды, как работают наблюдатели в аэропорту? Чисто женский коллектив в алматинской метеослужбе, это стечение обстоятельств или все-таки представительницы прекрасного пола лучше с задачей в части прогнозирования и точного реагирования справляются?

-Оперативная группа синоптиков составляет прогнозы не с помощью машин, а вручную. Это очень сложная работа, трудоемкая и ответственная.

За погодой на аэродроме следит команда профессиональных метеорологов-наблюдателей. Опытным взглядом они определяют форму и тип облачности, также явления погоды. За остальными погодными условиями следят современные приборы.

Инструментальный контроль погоды осуществляется датчиками, расположенными вдоль обеих взлетно-посадочных полос. Для наблюдений за грозами на аэродроме Алматы установлен грозопеленгатор и Доплеровский метеорологический радиолокатор METEOR500Cпроизводства Германия.

Все данные поступают на компьютер, обрабатываются специальным программным обеспечением. Десятки параметров от скорости и направления ветра до влажности и давления воздуха отображаются на специальных метеодисплеях, установленных на рабочих местах всех служб, которые организуют взлет и посадку самолетов.

Чтобы опасные для воздушного судна погодные явления не стали неожиданностью для экипажа самолета необходимо непрерывно изучать данные с радиолокатора, спутниковых снимков и синоптических карт.

Два раза в сутки с аэрологической станции РГП «Казгидромет» выпускается радиозонд, который летит и собирает данные о скорости и направлении ветра, влажности и температуре. Весь процесс называется зондированием атмосферы.

Также в работе метеорологов-прогнозистов используются данные радиолокационного доплеровского локатора, который установлен в Алматы и отслеживает метеорологическую обстановку в радиусе 250 километров. С его помощью можно видеть опасные природные явления.

Наша профессиональная поддержка авиаторам нужна для того, чтобы они понимали, что их ждет на взлете, при посадке и в воздухе.

В начале возникновения метеослужбы было очень много мужчин, но в дальнейшем, действительно, наша служба стала практически на 98% состоять из представительниц женского пола, чем это объяснить, скорей всего низкой оплатой труда. Сейчас молодые люди появляются в нашей профессии, но к сожалению, на долго не задерживаются.

Сколько было с начала года эпизодов по отмене/ задержке рейсов из-за погодных условий. Есть понятие сезонности, условно пик попадает на зимние месяцы или нет?

-С начала текущего года было зарегистрировано 6 случаев уходов на запасные аэродромы из-за погодных условий. 3 из них было из-за замерзающего тумана на аэродроме, 2 — по причине грозовой деятельности, 1 случай из-за сдвига ветра. Понятие сезонности все же существует и пик его действительно приходится на зимние месяцы.

— И в заключение вопрос о том, с какой периодичностью должно осуществляться повышение квалификаций специалистов метеослужбы.

-Все работники метеорологической службы имеют специальное образование. Каждые три года сотрудники обязательно проходят курсы профессиональной переподготовки, а каждые пять лет подтверждают свою компетентность путем аттестации. И метеорологи-наблюдатели, и метеорологи-прогнозисты должны знать синоптические процессы, разбираться в метеорологических явлениях, облачности.

Благодарю, за развернутые ответы и летной погоды нам всегда!