В летнем сезоне в Алматинской области прорабатывают новые туристкие маршруты. В регионе гостям планируют предложить недорогие и интересные турпакеты. Уже проведен первый информационный тур «Новый Шелковый путь». Инфраструктуру и сервис тоже планируют подтянуть. Задача как минимум, достичь показателей посещаемости прошлого года, а это 1, 2 млн туристов. Текущую ситуацию и перспективы внутреннего туризма в регионе корреспондент Avianews.kz обсудил с директором КГКП «Туристский информационный центр Алматинской области».
— Даулет Абдумаликович, здравствуйте! На уходящей неделе о внутреннем туризме много говорили на разных площадках. В том, числе заседание Правительства прошло с большим блоком туристких вопросов. Начнем с актуального, это поручение премьер -министра Смаилова в части улучшения сервиса обслуживания туристов, также он обозначил проблему по биотуалетам, много жалоб от туристов и проблему нужно решать. Как ситуация по этим вопросам обстоит в Алматинской области?
— В настоящее время вдоль автомобильных дорог республиканского значения Алматинской области имеется 264 объекта придорожного сервиса. Из них соответствуют требованиям Национального стандарта 193 объекта (73%) они делятся по четырем категориям, не соответствует требованиям порядка 70 объектов. В прошлом году в области построено 4 новых объекта придорожного сервиса:
— на а/д «Алматы-Шелек-Хоргос» км 125 с двух сторон — 2 объекта категории D (АЗС с благоустроенными туалетами);
— на а/д «Алматы-Кокпек-Чунджа-Коктал-Хоргос» км 131 справа и 165 слева — 2 объекта категории С (Кафе с благоустроенными туалетами).
Установлено 5 санитарно-гигиенических узлов на автодороге «Алматы-Усть-Каменогорск» и «Алматы-Шелек-Хоргос».
В 2020 года в рамках программы «Дорожная карта занятости 2020» из местного бюджета выделено 480 млн. тенге и установлено 32 ед СГУ на основных туристских локациях области. В том числе, на побережье озера Алаколь – 5 ед, в Кегенском районе – 7 (ГНПП «Кольсайские озера»), Кербулакском – 6 (ГНПП «Алтын-Эмель»), Уйгурском – 5 (ГНПП «Шарын»), Сарканском – 5 (ГНПП «Жонгар-Алатау»), Талгарском – 1, Жамбылском – 1, Карасайском – 1. На 2022-2023гг. не планируется установка благоустроенных туалетов за счет средств местного бюджета.
— Вернемся к потенциалу региона, Алматинская область является одним из популярных туристических направлений в нашей стране. В прошлом году, даже отдохнуть условно в Капшагае ( Прим.ред. ныне г. Конаев) было проблематично. Много отдыхающих, мест нет. В этом сезоне, планируется ли повторить прошлый успех и как в целом ведется подготовка к летнему сезону.
— Традиционно, Алматинская область активно готовится к открытию летнего сезона.
Например, ТИЦ Zhetysu travel уже проведен информационный тур «Новый Шелковый путь», партнерами Туристского информационного центра — туроператорской компанией «Туран экспресс тур», запланирован информационный тур на побережье озера Алаколь с 14 по 19 июня. На побережье функционирует более 200 мест размещений. Не стоит забывать и о побережье озера Балхаш, которое в «горячий» летний сезон конкурирует с озером Алаколь. Стоит отметить, что фактически продажи «летнего» туристского продукта области – экологического, начались уже в марте-апреле.
— Какой диапазон в части цены и сервиса в Алматинской области, а также есть ли возможность, как в примеру на зарубежных курортах объединить пляжный отдых с экскурсионной программой?
— Что касается побережья озера Алаколь, то цены колеблются в диапазоне в среднем от 20 до 70 тысяч тенге за номер, в зависимости от категории и даты заезда. Что касается совмещения туристских продуктов во время отпуска, то наши туроператоры всегда готовы предложить разнообразные подходы. Все зависит от пожелания туристов.
— Проработаны ли участниками отрасли новые туристические маршруты? Как обстоит ситуация с логистикой, субсидированием рейсов и стоимостью отдыха?
— Туроператоры регулярно «обкатывают» новые туристские маршруты. Конкуренция на рынке стимулирует участников предоставлять разнообразные туристские продукты.
Авиасообщения в Алматинской области осуществляются через аэропорты городов Талдыкорган и Ушарал. На сегодняшний день из города Талдыкорган осуществляется авиарейс «Нур-Султан-Талдыкорган». После завершения реконструкции взлетно -посадочной полосы аэропорта г.Ушарал планируется осуществление субсидируемых авиарейсов из гг.Алматы, Нур-Султан, Талдыкорган.
Автобусное сообщение. Ежегодно в летний период открываются движения автобусов по регулярному внутриобластному маршруту «Талдыкорган-Акши-Коктума», а также по регулярному межобластному маршруту «Алматы-Акши-Коктума». В летний период курсирование автобусов будет осуществляться с автовокзала г.Талдыкорган и автовокзала «Сайран» (г.Алматы) ежедневно. В данных направлениях курсируют автобусы, рассчитанные на 50 мест. На внутриобластном маршруте «Талдыкорган-Акши-Коктума» будет задействовано 12 автобусов. Стоимость билета 4 тыс.тенге. На межобластном маршруте «Алматы-Акши-Коктума» будут задействованы 28 автобусов. Стоимость билета 6 тыс.тенге.
Ж/д сообщение. В 2022 году по направлению побережья о.Алаколь в 2022 году будут осуществляться 10 рейсов из городов: Нур-Султан (3 рейса), Алматы (4 рейса), Семей (1 рейс), Усть-Каменогорск (1 рейс). 8 из 10 рейсов будут осуществляться АО «Пассажирские перевозки», 2 рейса частными компаниями перевозчиками.
— Для большинства стран, период коронавирусных ограничений придал импульса для развития внутреннего туризма. С какими показателями был закрыт 2021 год и какой был приобретен опыт, который будет интегрирован в этом турсезоне?
— В области функционирует 567 объекта приема туристов, рост с аналогичным периодом 2020 года — 105% (2020 г.- 539 ед.).
Общее количество посетителей 1 254,6 тыс. чел, в том числе по местам размещения 609 тыс. чел, по национальным паркам 638,3 тыс. чел (2020 г.- 838,6 млн.чел, в том числе в том числе по местам размещения 482,9 тыс. чел, по национальным паркам 347,6 тыс. чел.).
Объем платных туристско-оздоровительных услуг по итогам 2021 года достиг 8,4 млрд. тенге или 158,6% к уровню 2020 г. (2020 г.- 5,3 млрд тенге). «Взрывной» всплеск во внутреннем туризме после ослабления ограничений показал игрокам туристского рынка большие возможности для развития. Тем не менее, привычки, приобретенные туристами под влиянием пандемии, никуда не делись, и это рынок учитывает в своей нынешней деятельности.
— Разделение области на Алматинскую и Жетысу отразится на туризме, будут ли внесены коррективы?
— Разделение областей для туристской отрасли в первую очередь скажется на перераспределении туристских объектов согласно новому административному делению, что по цепочке вызовет изменения в инструментах и подходах продвижения туристских продуктов каждой области. Некоторые коррективы определенно должны быть внесены, например в маркетинговые документы.
— Какие прогнозы на текущий туристический сезон, с учетом того, что многие страны сняли коронавирусные ограничения и открыты вылеты в популярные у казахстанцев туристические направления?
— Сложно строить прогнозы в сложившихся условиях. Мы все еще наблюдаем изменения, которые вызвала в экономике пандемия коронавируса. Да, восстановление международного авиасообщения положительно сказывается на показателях выездного туризма, однако к этому накладываются актуальные проблемы с нарушением международной логистики и цепочек поставок, что также отражается на удорожании стоимости товаров и услуг, в том числе в индустрии туризма. Поэтому, думаю, что спрос на внутренний туризм сохранится, возможно мы даже увидим увеличение показателей по итогам года.
Спасибо за интервью, обязательно запланирую семейный отдых в Алматинской области!