Европейские регуляторы запретили рейсы британской и немецкой авиакомпаний, принадлежащих основателю группы Алексею Исайкину. Источники “Ъ” в группе не знают, возможно ли возобновление деятельности. Эксперты полагают, что рынок перевозок из Азии в Европу утрачен для российских компаний на такой срок, который бизнес может не пережить, передает Avianews.kz со ссылкой на Коммерсантъ.
Самолеты группы «Волга-Днепр», крупнейшего игрока на рынке авиаперевозок сверхтяжелых и негабаритных грузов, полностью заблокированы почти неделю. Как стало известно “Ъ”, авиарегуляторы Великобритании и Германии 10 марта запретили деятельность двух европейских авиакомпаний, учрежденных основателем группы Алексеем Исайкиным. Два Boeing 747 британской CargoLogicAir прекратили полеты с 10 марта, с 11 марта встали четыре Boeing 737 немецкой CargoLogic Germany. Как рассказал “Ъ” близкий к группе источник, обе компании господин Исайкин регистрировал как гражданин Кипра, а основанием для запрета стало обнаруженное иностранными авиавластями его первое российское гражданство.
Из-за проблем с перестрахованием «встали» и самолеты российских компаний группы (см. “Ъ” от 14 марта). По словам собеседника “Ъ”, решение о том, будет ли группа переводить иностранные ВС в российский реестр, пока не принято. Также нет понимания, в каком виде она может продолжить работу и сохранить штат. От комментариев в группе отказались.
Все 17 самолетов авиакомпании «Волга-Днепр» зарегистрированы в российском авиареестре и находятся в собственности группы. Из пяти Ил-76 один борт с 24 февраля находится в Кейптауне. Из 12 летающих Ан-124 один «застрял» в Торонто (Канада), сейчас юристы группы пытаются снять арест с судна и вернуть экипаж в Россию (см. “Ъ” от 14 марта). Еще один борт остался в Дубае, и два — в Лейпциге.
Во входящей в группу AirBridgeCargo — 17 Boeing 747 и один Boeing 777-F. Большинство из них не летает с 3–5 марта, несколько бортов продолжали рейсы до 11–13 марта. Два самолета остались за пределами страны: в Шардже (ОАЭ) и Гонконге (Китай). Третья компания группы «Атран», чей флот состоит из девяти Boeing 737, 10 марта уведомила персонал о приостановке полетов и сокращениях из-за проблем с запчастями и сложностями в переговорах с лизингодателем.
Несколько бортов Boeing 747 принадлежат «СберЛизингу». Но подавляющая часть флота группы — в иностранном лизинге у Dubai Aerospace Enterprise (DAE, ОАЭ), BOC Aviation (структура Bank of China), BCC (лизинговая компания Boeing), Aircastle и Aviation Capital. «Все усилия руководства и юристов направлены на поиск выхода в диалоге с лизингодателями»,— говорит собеседник “Ъ”, уточняя, что в компании пока не обсуждают сокращение флота или его оставление в РФ без договоренности с лизингодателями.
По статистике Росавиации, по итогам 2021 года российские авиакомпании увеличили объем перевезенных грузов и почты более чем на четверть, до почти 1,5 млн тонн. Более трети перевезла AirBridgeCargo. Вторым благодаря грузопассажирским рейсам стал «Аэрофлот», третьим — Sky Gates, на четвертом месте S7, на пятом — «Авиастар-Ту».
В «Авиастар-Ту» рассматривают возможность перевода шести Boeing 757 из бермудского в российский реестр, рассказал “Ъ” источник в авиакомпании. По данным “Ъ”, эти воздушные суда принадлежат лизингодателю из Новой Зеландии. Сейчас самолеты сосредоточены на перевозках внутри страны, три борта Ту-204 с российской регистрацией выполняют рейсы в Китай. «Наши самолеты продолжают выполнять свои традиционные программы полетов по доставке почтовых отправлений как внутри страны, так и из КНР»,— подтвердили “Ъ” в «Почте России», чьи самолеты эксплуатируются «Авиастар-Ту».
Угроза ухода с рынка группы «Волга-Днепр» вызовет определенные затруднения у ритейла, полагает президент АКИТ Артем Соколов: «Мы становимся свидетелями больших изменений в логистике — происходит перераспределение и удлинение цепочек, ожидается изменение списка поставщиков товаров и услуг». Для «Волга-Днепра» перенаправление потоков станет критически сложной задачей, добавляет Федор Борисов из НИУ ВШЭ. По его словам, очевидно, что бизнес, который строился на транзите грузов из Европы в Азию, «рухнул, и эта модель ничем в обозримой перспективе быстро не замещается». «С другой стороны, их флот может быть востребован внутри РФ»,— полагает эксперт, отмечая, что «это государственные заказы». Но перевозки внутри РФ потребуют решения проблемы с сертификацией аэродромов для посадки грузовых бортов.
Один из источников “Ъ” на логистическом рынке отмечает, что «представить себе пути спасения группы «Волга-Днепр» крайне затруднительно». В перспективы роста внутренних авиаперевозок он не верит: «Здесь нет бизнеса. Есть так называемый северный завоз: продуктов питания и топлива на Чукотку на Ил-76, но не более того». Сохранение деятельности группы, по его мнению, возможно только за счет субсидий со стороны государства.