Китайский государственный производитель гражданских самолетов COMAC передал первый среднемагистральный авиалайнер C919 компании China Eastern Airlines. Это первая поставка клиенту недавно сертифицированного узкофюзеляжного самолета, передает Avianews.kz со ссылкой на АТО.
Шанхайская China Eastern выбрала двухклассную компоновку на 164 места для своих C919: восемь в бизнесе и 156 – в экономическом классе. Это отличается от раннее заявленных планов, которыми предполагалось, что эксплуатантом ВС станет бюджетное подразделение OTT Airlines.
Все пассажирские кресла самолета произведены в Китае. Кресла бизнес-класса откидываются на 120 градусов и устанавливаются с шагом 1 м. Каркас кресел изготовлен из алюминиевого сплава.
Кресла эконом-класса размещены по схеме 3-3. В COMAC заявили, что сделали менее популярные, размещенные посередине кресла на 1,5 см шире, чем места у окна и прохода. Мониторов системы развлечения на борту в спинках сидений нет, но авиакомпания установила 20 потолочных экранов высокой четкости.
China Eastern является стартовым заказчиком C919 с пятью твердыми заказами. Ожидается, что коммерческая эксплуатация ВС начнется в начале 2023 года после проверочных испытательных полетов общей длительностью 100 ч. Поставка остальных четырех самолетов C919 из портфеля заказов China Eastern запланирована на первый квартал 2023 года.
Следующей в списке поставок стоит Air China: два C919 запланированы к передаче во втором квартале 2023 года, а оставшиеся три — на третий квартал 2023 года. Авиакомпания China Southern, заказавшая пять C919, начнет получать новые самолеты в четвертом квартале 2023 года (два ВС), оставшиеся три — в первом квартале 2024 года. Hainan Airlines, у которой заказано 20 самолетов C919, планирует получить свои первые три самолета в первом квартале 2024 года, а остальные должны быть поставлены до конца 2025 года.
Всего на C919 размещено 698 заказов и 105 опционов. На выставке Airshow China (Чжухай) семь китайских лизинговых компаний разместили заказы на 300 самолетов C919, значительно расширив портфель заказов.
В конце ноября китайские авиационные власти выдали COMAC лицензию на серийное производство самолета. Одновременно первые 15 пилотов (включая представителей авиакомпании China Eastern Airlines) получили допуск на C919.
C919 — ответ КНР семействам самолетов из Европы и США: Airbus A320 и Boeing 737, — дуопольно владеющим самым популярным сектором рынка. В эту же категорию попадает и перспективный российский МС-21, начало поставок которого перенесено на конец 2024 года.
В последние годы программу C919 преследовали задержки, отчасти из-за растущей геополитической напряженности между Китаем и США. Являясь китайской авиационной программой, C919 в значительной степени опирается на западные технологии.