23 апреля исполняется 100 лет со дня рождения Григория Никоновича Каплуна – командира объединенного авиаотряда в Шымкенте в период с 1963 по 1982 годы. Именно он внес огромный вклад в развитие региональной авиации. Редакция avianews.kz побеседовала с близкими людьми и коллегами Григория Никоновича и предлагает узнать в честь такой знаменательной даты о нем чуть-чуть получше.
Старожилы помнят
Григорий Каплун родился в 1921 году в селе Паташня Каневского района Киевской области. В 1944 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу летчиков. С 1958 года работал в Казахском управлении гражданской авиации заместителем командира по политической части объединенной авиаэскадрильи, а с 1963 по 1982 год был командиром Чимкентского (сегодня город Шымкент) объединенного авиаотряда.
В 1963 году аэропорт из района Чапаевки был передислоцирован на современное место базирования. Старожилы помнят, что до этого взлетная полоса располагалась в районе нынешней площади аль-Фараби. Именно под руководством Григория Никоновича была проделана огромная работа по строительству нового современного аэропорта со взлетно-посадочной полосой с искусственным покрытием.
Новая полоса позволила авиапредприятию успешно освоить самолеты Ли-2, Ил-14, АН-24, Ан-26, Ил-76 и принимать пассажирские самолеты Ил-18, Ту-154, Як-42 и другие воздушные суда большой грузоподъемности. Естественно, увеличились пассажиропоток и грузооборот.
Профессионализм и волевые качества в работе не остались незаметными. Уже тогда в местных СМИ писали о Григорий Никоновиче, что в год назначения руководителем авиапредприятия, под его началом оказался коллектив, где крайне неблагополучно обстояло дело с трудовой и летной дисциплиной. Все службы размещались в тесноте — в нескольких сборно-щитовых домиках. Но год за годом командир Каплун умело сплачивал коллектив, подбирал и заботливо растил кадры командно-руководящего состава.
От Алма-Аты до курортов Черного мора и крыма.
В 1965 году в аэропорт поступили самолеты Ил-14. Нужно было расширять воздушное сообщение и открывать новые рейсы. Затем пришли самолеты Ил-18, и началась новая эпоха. Успехи предприятия, под руководством Григорий Никоновича, снова не остались без внимания. В фильме про Чимкентский авиаотряд командир отмечал, что для нормальной работы предприятия, нужно было снабдить передовой техникой. Было принято решение провести реконструкцию Чимкентского аэропорта.
Это позволило взять на эксплуатацию самолеты Ан-24, связав Чимкент с Москвой, курортами Черного моря и Крыма, дали выход Чимкентской области к промышленным центрам Урала и Сибири.
В 1966 году начали производить полеты по 19 воздушным линиям, так как стоял вопрос об интенсивном переучивании летного состава и освоение новой техники. До 300 тысяч пассажиров, 400 тонн почты и до 1900 тонн груза ежегодно отправлялось Чимкентским авиаотрядом.
Также был построен аэровокзал, с которого как бы начиналось знакомство пассажиров с авиаслужбой самой южной области Казахстана. Под руководством Г. Каплуна было построено 48 аэродромов, в том числе с искусственным покрытием полосы. Благодаря этому удалось связать Туркестан, Кентау, Чардару, Ильичевку с Алма-Атой, областными центрами республики и городами-курортами. Аэропорты открылись во многих совхозах, районных центрах области.
На тот момент Чимкентский авиаотряд располагал самым большим количеством самолетов Ан-2 (128 единиц) в Казахстане, которые с воздуха обрабатывали химикатами сельхозугодья. Более 1,2 млн гектаров в год достигал объем обработки сельхозплощадей. Пассажирские Ан-2 совершали рейсы местного значения и проводили экскурсионные полеты для школьников.
Коллеги помнят!
«Григорий Каплун сделал очень много для развития авиации в нашей области. Он был человеком по-военному твердым, а порой и жестким. Дисциплина у него стояла на первом месте. Он от всех требовал полной самоотдачи в работе. Строгий и принципиальный, Григорий Никонович одновременно был чутким и внимательным командиром. Наш авиаотряд под его руководством был в авангарде Казахстана. Да и на просторах СССР мы всегда были в числе лучших», — отметил отличник Аэрофлота, ветеран авиации Чимкентского авиаотряда Бимахан Аринов.
По его словам, под руководством Каплуна быстрыми темпами развивались все службы авиаотряда. Спецавтобаза расширила свои производственные площади, был построен профилакторий для ремонта машин, автобаза оснащена всеми необходимыми видами спецтранспорта, своими силами были построены здания радиостанций.
Также построили воздушно-посадочную полосу в Чардаре. Был построен аэропорт между городами Туркестан и Кентау. В Чимкентской области в 70-80-х годах прошлого столетия насчитывалось свыше 20 сельхоз аэродромов, а аэродромов местных воздушных линий для пассажиров около 23.
«Во все это были вложены большие усилия и твердая воля командира Чимкентского авиаотряда Каплуна Григория Никоновича. В 1982 году Каплун Г.Н ушел на заслуженный отдых. За годы его руководства авиаотряд стабильно занимал по развитию грузооборота, темпу роста авиаперевозок и масштабам применения авиации в народном хозяйстве одно из ведущих мест в стране», — подчеркнул Бимахан Аринов.
Он добавил, что за достигнутые успехи в развитии Чимкентского авиапредприятия Григорий Каплун был заслуженно награжден правительственными наградами, Орденом Красной Звезды 1986 года, Орденом «Трудового Красного Знамени 1971 года и Орденом «Знак Почета» 1981 года. В 1973 году Указом Верховного Совета Казахской ССР присвоено почетное звание Заслуженного работника транспорта Казахской ССР.
Другой его коллега, бывший начальник медсанчасти Чимкентского объединенного авиаотряда Виктор Масленников, который ныне живет в городе Калининграде, вспоминает, что Григория Никоновича Каплуна знал с 1965 года, и это были самые счастливые годы в его жизни.
«Ведь я с малых лет мечтал о самолетах. И вот я после окончания института получаю направление на работу в 158 и 309 летный отряды Казахского управления Гражданской авиации, где принял меня командир этих отрядов Григорий Никонович Каплун. Он сразу показался мне умным, грамотным, высокоорганизованным командиром, потому что, до этого назначения он работал старшим пилотом-инструктором. Учил молодых пилотов летать высоко и быстро», — рассказал Виктор Масленников.
По его словам, Каплун отвечал за работу пилотов и технического состава, обслуживающего персонала. За весь период работы в отрядах не было серьезных авиакатастроф и все службы работали так, что наши отряды были победителям соревнований и награждались министерством авиации и ЦК Профсоюзов.
«Весь летно-технический состав был под контролем медсанчасти и командира. Он был строг и требователен к подчиненным. Свои обещания выполнял. Этим и заполнился Григорий Никонович. Светлая ему память», — подчеркнул Масленников.
О юбиляре помнят и другие сотрудники авиаотряда. Так, например, Кульжан Арыкбаев, проработавший в Чимкентском объединенном авиаотряде с 1970 по 1995 годы, вспоминает, что при поддержке партийного комитета, совместно с профкомом, Каплун подбирал кадры, благодаря чему у него были прекрасные заместители, прекрасные начальники служб.
«Чимкентский авиаотряд состоит из двух отрядов: 158 Летный отряд транспортный и 309 комсомольско-молодежный летный отряд. Кстати, 309 летный отряд занимал первое место по применению авиации в народном хозяйстве в Казахстане. С ранней весны и до глубокой осени наши самолеты летали по всему Союзу. По подкормке озимых культур, на целине, по подкормке риса в Кызыл-Ординской области, по борьбе с саранчой, по геологоразведке, патрулировали газовые трубы, геологоразведка», — рассказал Кульжан Арыкбаев.
По его словам, при непосредственном участии и содействии Григория Никоновича были построены аэропорты для вторых, третьих классов самолетов в Кентау, Чардаре, Джетысае. Эти города были связаны с Союзными городами, а также появились рейсы Чимкент-Кентау-Свердловск, Челябинск, Кустанай и так далее.
«Практически во многие города летали наши транспортные самолеты. И всем этим руководил Григорий Никонович Каплун. Прекрасный был человек. Прекрасной души. Грамотный, честный и прямой, не терпел фальшь и ложь, людей ценил по труду. Именно по труду. Если ты работаешь, то он тебе и заслуги давал по труду. В нашем отряде были воспитаны и герои социалистического труда. Джасымбеков – инструктор самолета Ан-24 был награжден Золотой звездой Героя Соц.труда и орденом Ленина. Есть, что вспомнить», — отметил Кульжан Арыкбаев.
Рассказывая о таком человеке, как Григорий Каплун, невозможно не упомянуть немного о семье. Близкие и коллеги помнят, что Григорий Никонович, был волевой командир и отличный семьянин. У него была прекрасная жена Татьяна Ивановна, которая негласно была замполитом, душой коллектива. Все женщины обращались к ней за помощью, и она старалась всем помочь.
Они воспитали прекрасных детей, которые тоже работали в Гражданской авиации. Дочь Людмила Григорьевна и сын Игорь Григорьевич, который летал пилотом, командиром звена, пилотом-инструктором. Сын Игорь Григорьевич в составе экипажа участвовал в перелете первого самолета Ил-76 в Шымкенткое авиапредприятие.
«Одним словом, вся семья жила только авиацией. В конце свой жизни папа сказал, что если бы начать жизнь заново, то он выбрал бы этот же путь — только в авиации. Авиация ему все дала в жизни. Он добился в жизни всего сам. Это была взаимная любовь: авиация и он, посвятивший ей свою жизнь и проживший ее интересами», — призналась дочь Григория Никоновича Людмила.