Договор о покупке здания аэровокзала с земельным участком в Аркалыке между управлением пассажирского транспорта и автодорог акимата Костанайской области и ИП Танат подписали 6 декабря 2024 года. Победителя определили в рамках конкурса из одного источника по несостоявшимся госзакупкам, передает Avianews со ссылкой на inbusiness.kz.
В технической документации к конкурсу сказано, что государство оплатило покупку административного двухэтажного здания, складских зданий, технического здания ГСМ. К этому имуществу прилагался земельный участок площадью 2,4 гектара. Сумма сделки, согласно договору, составила 20,7 млн тенге. Договор подписан, опротестовывать решение некому – других желающих продать государству аэропорт в Аркалыке не нашлось.
Эту покупку в рамках ноябрьской сессии костанайского областного маслихата одобрили депутаты. Тогда же было сказано, что взлетно-посадочную полосу и перрон для самолетов государству уже передали.
В 2020 году владелец имущественного комплекса уже пытался продать аркалыкский аэропорт за 30 млн тенге. Правда, тогда речь шла о земельном участке площадью 5 гектаров. Владелец имущества тогда разместил информацию на одном из популярных сайтов объявлений. Покупателям предлагали обустроить на этой территории зернохранилище или фазенду.
На запрос корреспондента inbusiness.kz в управлении пассажирского транспорта и автодорог ответили, что в 2024 году провели обследование состояния существующих поверхностей покрытия аэропорта – взлетно-посадочной полосы протяженностью 2,5 километра, рулежной дорожки и перрона. Эксперты признали техническое состояние этого имущества неудовлетворительным.
Споров о том, стоит ли тратить деньги на восстановление аэропорта в Аркалыке, за последние несколько лет было немало. Депутаты и жители говорили о жизненной необходимости для дальнейшего развития города и близлежащих районов. В минтранспорта думали над стоимостью возможных затрат. Стоит и вопрос экономической эффективности бюджетных вливаний.
«Ориентировочная стоимость работ по восстановлению деятельности аэропорта города Аркалыка составит 7,7 млрд тенге. В этой сумме разработка проектно-сметной документации – 40 млн тенге, ремонт взлетно-посадочной полосы – 1,6 млрд тенге, строительство терминала – 4 млрд тенге, метеорологическое и радиотехническое оборудование – 1,9 млрд тенге, а также затраты на покупку спецтехники – 190 млн тенге», – отметили в областном управлении пассажирского транспорта и автодорог на запрос редакции.
В ведомстве подчеркнули, что уже заключили договор на разработку проектно-сметной документации на строительство терминала с автономной котельной. В 2025 году запланировали уже само строительство, а также и реконструкцию взлетно-посадочной полосы.
В результате пропускная способность аэропорта должна составить 70 пассажиров в час. Ожидается, что из Аркалыка можно будет улететь в Астану и Костанай. Работать на этих рейсах будут малые суда.
Специалисты в сфере транспорта отмечают, что Аркалык не самый благоприятный регион по погодным условиям. Сильные ветра не зря дают возможность строить здесь ветряные электростанции, одна из которых уже введена в работу. Этот регион называют одним из самых перспективных по генерации энергии с помощью ветра. Это может создать сложности для проведения полетов. С другой стороны, весенние бураны, которые превращают дороги в снежные тоннели, также могут доставить хлопот. И здесь специалисты в сфере финансов отмечают риски по высоким тратам на обслуживание аэропорта на фоне относительно невысокой плотности населения и пока непонятных перспектив спроса на такие транспортные услуги, учитывая себестоимость полетов.