Множество вылетов, сотни тысяч спасенных жизней и самое главное готовность в любое время отправится в любую точку страны на помощь тем, кто попал в беду. В октябре месяце органы ЧС отметили свое 25-летие. В интервью avianews.kz командир воздушного судна ЕС-145, штурман эскадрильи Аркат Газиз рассказал, как детская мечта летать стала реальностью и о службе в Казавиаспас.
— Добрый день, спасибо за то, что нашли время для интервью. И для начала, возможно, банальный вопрос, но все же задам. Вы с детства мечтали стать тем, кем сейчас работаете?
— Эта мечта зародилась еще в детстве, так как я родился в Алматинской области, в поселке Байсерке, близ которого расположен аэродром (гражданский учебно-спортивный аэродром 4 класса севернее Алматы). Уже с этих пор у меня была возможность наблюдать за полетами вертолетов и самолетов, радовался этому моменту и у меня возникало сильное желание посидеть в кабине воздушного судна и полетать с ними. В старших классах пришло осознание всерьез задуматься об этой детской мечте уже как о профессии. На данный момент уже 3-ий год работаю в «Казавиаспас» Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан в должности командира воздушного судна ЕС-145 (еврокоптер 145) и штурмана эскадрильи.
— Где обучают пилотов и насколько тяжело было пройти отбор?
— Обучением пилотов в Казахстане занимается Академия Гражданской Авиации. Подготовка состоит из двух частей: теоретической и практической. При поступлении каких-либо сложностей не возникало. Как и при приеме в другие ВУЗ-ы необходимо было сдать ЕНТ, я набрал 110 баллов. После сдачи экзаменов, я с документами пришел в Академию Гражданской Авиации в качестве абитуриента, чтобы поступить на факультет летной эксплуатации летательных аппаратов и двигателей (примечание: факультет для пилотов). После сдачи документов необходимо прохождение врачебно-летной экспертной комиссии на пригодность пилота для дальнейшего обучения и определения способности работать в авиационной сфере. Обучение в целом длится 4 года, из них первый и начало второго года теоретические знания, в конце второго года начинается практическая часть, далее обучение совмещается.
— Почему после обучения выбор пал именно на сферу органов гражданской защиты?
— Выбирать долго не пришлось, «Казавиаспас» — компания с огромным опытом и разновидностью авиационных работ и услуг — это экстренная медицинская помощь, эвакуация пострадавших с зон чрезвычайных ситуаций, поисково-спасательные работы, тушение пожаров, аэровизуальные облеты лесной местности. То есть несение службы в органах гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан – бесценный опыт для молодого пилота, который необходим для становления профессионалом своего дела.
— Есть очень знакомая многим фраза: «Забудь, чему тебя учили в вузе, потому что здесь это не пригодится». Наверное, ваша профессия исключение или все таки есть схожие моменты?
— Так как учеба совмещает теорию с практикой, такого момента не возникало. Наши преподаватели прошли огромный профессиональный путь и имеют достойный опыт. Знания, которыми нас вооружили, сопровождают нас уже вне стен учебного заведения, во время каждого полета.
— Помните ли свой первый рабочий вылет? Что это было и удалось ли тогда спасти всех?
— Конечно помню, это было в 2018 году, январь месяц. Я приехал в Павлодар, заступил на дежурство. Утром поступила заявка на вылет по линии санитарной авиации к пострадавшему с переломом. Пациент находился в тяжелом состоянии, не транспортабельный на машине из-за снежных завалов. Мы вылетели в Экибастуз. Благодаря тому, что наши вертолеты оснащены современными медицинскими модулями, пострадавшему была оказана первая медицинская помощь на борту. Свою работу мы выполнили и доставили пострадавшего в Павлодар, где ожидала карета скорой медицинской помощи для транспортировки его в близлежащее медицинское учреждение. Первый рабочий день запомнился навсегда, потому что мы смогли спасти жизнь человека.
— Какие вертолеты имеются у Вас в авиакомпании и какие функции они выполняют?
— На сегодняшний день в авиапарке «Казавиаспас» МЧС РК имеются вертолеты следующих типов: МИ-8 различных модификаций, МИ-26Т, ЕС-145 и КА32А11BC.
Так, например, МИ-8 способны выполнять работу по забору воды с местных водоемов и тушить пожары с помощью водосливного устройства, охватывая большую площадь возгорания в труднодоступных местах. Также эти вертолеты оборудованы системой лебедочной грузовой СЛГ-300, предназначенной для погрузки и выгрузки грузов масcой до 300 кг, подъема и спуска людей в режиме висения на высоте до 50 метров в случае невозможности выполнения посадки, что повышает эффективность применения вертолета при поисково-спасательных работах. Обеспечивает выполнение погрузочно-разгрузочных работ с внешней подвеской и внутри фюзеляжа. Осуществляются транспортно-связные работы по доставке личного состава и спасателей в количестве 24 человека на борту.
Самый большой вертолет в мире Ми-26Т, способный перевозить до 20 тонн груза. Вертолеты ЕС-145 (Eurocopter) оснащены современными медицинскими модулями, а также способны перевозить на системе лебедочной грузовой до 200 кг. Ка-32А11ВС оборудован системой горизонтального пожаротушения SIMPLEX и способен тушить пожары выше 16-го этажа зданий.
— В целом как много может быть вылетов в день или в неделю? Есть ли здесь какая-то закономерность?
— В день мы выполняем около 3-х вылетов по транспортировке тяжелобольных, в неделю 5-6 вылетов на различные виды работ, закономерности в авиации чрезвычайного ведомства нет, все зависит от сложившейся ситуации.
— Наверняка нелегко воспринимать человеческие потери и потери в своих рядах? Были ли в вашей практике такое и как проходили через этот нелегкий период?
— К счастью, ни у меня, ни у моих коллег такого не было и надеюсь, не будет.
— Во многих интервью будь-то военные летчики или ваши коллеги из гражданской авиации признаются, что будучи в отпуске или после выхода на пенсию их тянет обратно в небо. Почему происходит такая «зависимость» и есть ли она у вас?
— Во время полета ты свободен от всего, летишь и получаешь удовольствие от своей работы, это состояние невозможно описать какими-либо словами, но ясно одно, что пилот должен летать и когда возникает большой перерыв в полетах, он начинает тухнуть, поэтому каждый пилот стремится в небо.
— В каждой профессии есть моменты, которые не очень нравятся и наоборот те моменты, от которых просто радуешься. Какие они у вас?
— Любой момент, даже внештатный – это огромный опыт для нас и говорить, что они не нравятся не правильно, так нельзя. Радуюсь я в тех моментах, когда ты принял участие в полете и спас человека, особенно маленького ребенка – это неописуемое чувство, которое дает понять, что ты не просто пилот, а пилот-спасатель и ты вкладываешь свои усилия в самое благое дело – спасение жизни.
— В этом месяце свое 25-летие отметили все, кто работает и трудится в органах ЧС. Что могли бы пожелать вашим коллегам?
— Коллегам хочу пожелать крепкого здоровья, летного долголетия и профессионального роста. С праздником!