Мансур Жаркынбек: главная задача – обеспечить безопасное передвижение воздушных судов

Их часто называют небесными регулировщиками, ведь они регулируют движение в небе. О работе диспетчера «Вышка», выборе профессии и о том, какими навыками необходимо обладать таким специалистам, корреспонденту Avianews.kz рассказал диспетчер, осуществляющий непосредственное управление движением воздушных судов на ДП «Вышка» СОВД Кызылординского филиала РГП Казаэронавигация Мансур Жаркынбек.

— Расскажите, почему решили связать свою жизнь именно с этой профессией?

— Связать свою жизнь с авиацией я решился не сразу. Еще с ранних лет я был увлечен изучением английского языка, хотелось свободно разговаривать на самом популярном языке мира. Закономерно то, что мое первое высшее образование — это переводческое дело, то есть это устные, письменные переводы с английского на русский и казахский языки. Что касается выбора профессии авиадиспетчера, здесь ключевую роль сыграл мой отец, жизнь которого тесно связана с авиацией. Во времена СССР он был командиром таких воздушных судов как АН-2, ЯК-40. Уже в годы Независимости страны, он проходил службу в рядах Военно-воздушных сил Казахстана. С малых лет я был тесно знаком с авиацией и видел пилотов, техников, инженеров, механиков и диспетчеров. А теперь, я и сам продолжаю этот путь.

— Какими знаниями и навыками необходимо обладать, чтобы работать диспетчером Вышки?

— Говоря о навыках, можно сказать, что диспетчеры должны обладать базовыми знаниями, которые люди получают еще в школе: математика, физика, география. Далее уже идут более узкопрофильные знания – аэродинамика, навигация, которые непосредственно имеют отношение к нашей работе. Помимо этого, необходимо изучать документы, регламентирующие нашу работу. Еще одним немаловажным фактором является знание английского языка, так как мы ведем радиообмен на трех языках. В работе диспетчера постоянно необходимо оперативно принимать правильные решения, а при возникновении экстренной ситуации сохранять спокойствие и холодный разум. Также немаловажно заниматься планированием, потому что правильное планирование – залог успеха в нашей работе.

— Людей вашей профессии иногда называют небесными регулировщиками. Движение регулируете в небе, а находитесь на земле. Расскажите, как начинается ваш рабочий день и какую работу выполняете в течение рабочего дня?

— Перед тем как приступить к работе, каждый сотрудник проходит медицинский осмотр, после этого мы проходим общий инструктаж и проверяем исправность оборудования. Далее мы едем к непосредственному месту работы и принимаем смену у диспетчера, который выполнял работу до смены, берем всю необходимую для себя информацию: о том, какие воздушные судна летят к нас на аэродром или же находятся в нашей области. Главная задача диспетчера вышки – безопасность полетов. Это не только воздушные судна, но и наземные передвижения транспортных средств по аэродрому. Проще говоря, все движения по аэродрому контролируются диспетчером, без разрешения диспетчера, они не могут пересекать те или иные зоны, которые находятся под ответственностью диспетчера. Во время смены ты отвечаешь за все свое воздушное пространство, за которое ответственны. Стоит отметить, что каждый день у нас отличается от следующего, и нужно быть готовым к любым ситуациям. Подводя итог, повторюсь, наша главная задача – обеспечить безопасное передвижение воздушных судов, чтобы пассажиры добрались из одного пункта в другой.

— В этом году наша страна празднует важную дату – 30 лет Независимости – вы ее ровесник. Чего пожелаете коллегам и казахстанцам в преддверии праздника?

— Я считаю, что день Независимости — это самый важный праздник в истории государства и народ должен ценить это. За 30 лет мы добились многого и важно сохранить, и приумножить все то, что мы имеем сегодня.