В правительстве Казахстана начинают подводить итоги 2024 года. 17 декабря в пресс-службе главы кабмина рассказали о проделанной работе в сфере транспортной инфраструктуры за год. Так, по данным ведомства, в 2024 году начата работа по ремонту и строительству 12 тыс. км автомобильных дорог, из которых 7 тыс. км, как обещают в правительстве, завершат до конца года, передает Avianews со ссылкой на Forbes.kz.
Среди ключевых достижений года в правительстве выделяют завершение реконструкции четырех автодорожных коридоров, которые обеспечивают связь между основными регионами страны и международными транспортными маршрутами.
- Завершена реконструкция автодороги Караганда — Алматы (879 км), которая является важнейшим связующим звеном между центральным и южным регионами страны.
- Закончена реконструкция трассы Талдыкорган — Усть-Каменогорск (768 км), обеспечивающей транспортное сообщение между восточным и южным Казахстаном.
- Завершены работы на участке Актобе — Кандыагаш (96 км), что способствует улучшению транспортного сообщения в Западном Казахстане.
- Внесен вклад в развитие международного транспортного коридора с завершением реконструкции трассы Атырау — Астрахань (212 км), которая связывает Казахстан с Россией.
Как утверждают в правительстве, в 2024 году ремонтные и реконструкционные работы охватили более 7,5 тыс. км дорог, включая капитальные и средние ремонты, а также работы на дорогах местного значения.
«В сфере железнодорожного транспорта продолжаются работы по ремонту магистральной железнодорожной сети, в 2024 году проведен ремонт на 1401 км (из них капитальный ремонт — 570 км, покомпонентный ремонт — 187 км и планово-предупредительный ремонт — 644 км)», — сообщили в пресс-службе кабмина.
Кроме того, по данным ведомства, в 2024 году обновили 143 пассажирских вагона, 185 локомотивов и 1,5 тыс. грузовых вагонов. За 10 месяцев 2024 года в Казахстан было поставлено 113 новых пассажирских вагонов, до конца года ожидается поставка еще 30 вагонов. Это, как надеются в правительстве, позволит значительно улучшить комфорт и безопасность на железных дорогах, а также повысить пропускную способность пассажирских перевозок.
«По итогам 11 месяцев 2024 года железнодорожным транспортом перевезено 19,2 млн пассажиров и 390,5 млн тонн грузов. Рост пассажирских перевозок составил 5,5% по сравнению с 2023 годом, что свидетельствует о повышении доверия к железнодорожным услугам», — подсчитали в правительстве.
Для повышения пропускной способности и улучшения условий для перевозки грузов продолжаются работы по строительству четырех крупных железнодорожных проектов общей протяженностью 1,3 тыс. км. Среди них:
- «Достык — Мойынты» (работы завершены на 75%);
- «Обводная линия Алматы»;
- «Дарбаза — Мактаарал»;
- «Бахты — Аягоз».
Эти проекты, как утверждают в правительстве, направлены на развитие внутреннего железнодорожного сообщения и улучшение транзитного потенциала страны, что имеет «стратегическое значение для транспортировки товаров и улучшения логистической инфраструктуры».
«В 2024 году Казахстан также укрепил морскую инфраструктуру. В порту Актау строится контейнерный хаб с пропускной способностью 300 тыс. ДФЭ в год. Начаты работы по строительству нового зернового терминала в порту Курык и многофункционального терминала «Саржа», что в свою очередь обеспечит расширение транзитного потенциала и повысит пропускную способность портов Казахстана до 30 млн тонн в год. Все эти проекты помогут значительно улучшить мультимодальную логистику и обеспечат скоординированную работу всех участников коридора», — говорят в ведомстве.
В правительстве также отмечают, что в 2024 году Казахстан «сделал важные шаги в развитии воздушного транспорта». Так, введены в эксплуатацию новые пассажирские терминалы в аэропортах Алматы и Кызылорды. Пропускная способность терминала в Алматы увеличена в шесть раз (с 2,5 млн до 14 млн пассажиров в год), в Кызылорде — в семь раз (с 300 тыс. до 2 млн пассажиров в год).
«До конца года ожидается запуск нового терминала в аэропорту города Шымкента, что позволит увеличить пропускную способность в 7,5 раза. Следует отметить, что данные инфраструктурные проекты реализованы за счет частных инвестиций на общую сумму более 150 млрд тенге», — рассказали в правительстве.
По данным ведомства, в этом году капитальными и текущими ремонтными работами было охвачено восемь аэропортов страны. В частности, ремонт взлетно-посадочных полос в Астане, Актобе, Шымкенте, Караганде, Жезказгане, Актау и Павлодаре, а также реконструкция рулежной дорожки и перрона в аэропорту Балхаша.
2024 год также стал годом завершения ряда крупных инфраструктурных проектов:
- строительство тоннеля на перевале Шакпак-Баба, который обеспечил безопасное круглогодичное движение, значительно улучшив транспортное сообщение между южными регионами Казахстана;
- мост через Бухтарминское водохранилище, ставший стратегически важным для Восточного Казахстана, обеспечив надежную связь между населенными пунктами региона;
- путепровод на станции Шамалган, который устранил место пересечения железнодорожного и автомобильного транспорта, повысив безопасность движения.
Продолжает демонстрировать устойчивый рост Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ). Это, как заверяют в кабмине, подтверждается увеличением пропускной способности до 6 млн тонн в год, включая 100 тыс. ДФЭ контейнерных перевозок. За 11 месяцев 2024 года объем перевозок грузов увеличился на 63%, достигнув 4,1 млн тонн, а контейнерные перевозки выросли в 2,6 раза, составив 50,5 тыс. ДФЭ.
«В 2024 году был запущен Координационный центр Транскаспийского транспортного коридора, который направлен на развитие инфраструктуры и расширение функционала маршрута. Новая платформа будет работать над повышением конкурентоспособности ТМТМ, позволяя сократить сроки доставки между Европой и Азией до 15 дней. В проект активно вовлечены ключевые страны и компании, такие как Казахстан, Азербайджан, Грузия, Турция, Китай и многие другие, что подчеркивает его важность для глобальной торговли», — считают в правительстве РК.