Avianews.kz
  • Гражданская авиация
  • Авиакомпании
  • Аэропорты
  • Аналитика
  • Путешествие
  • Деловая авиация
  • Мнения
Ничего не найдено
Посмотреть все результаты
Avia News
  • Гражданская авиация
  • Авиакомпании
  • Аэропорты
  • Аналитика
  • Путешествие
  • Деловая авиация
  • Мнения
Ничего не найдено
Посмотреть все результаты
AviaNews.Kz
Ничего не найдено
Посмотреть все результаты

Отважная летчица рассказала о работе в личной охране Кунаева

В алматинском центре социальных услуг проживает удивительная женщина, которая прошла через всю Великую Отечественную войну и на протяжении нескольких десятков лет служила у первого секретаря ЦК Компартии Казахской ССР Динмухамеда Кунаева. Зовут ее Мария Целуева, и в этом году ей исполнится 99 лет, передает avianews.kz со ссылкой на Sputnik Казахстан.

Мария Андреевна родилась в Сибири в 1922 году. В семье было много детей,  постоянно не хватало еды и других ресурсов. После окончания учебы к ней приехал старший брат, сказав, что заберет ее в Москву к дяде, чтобы она там получила образование. Так Мария и оказалась в селе Тушино под Москвой.

Возле села Тушино располагалась летная школа, директором которой был дядя Марии. Летчиком был и он сам. Дядя познакомил девушку с военными, чтобы те брали ее с собой на облет Москвы.

«Как я попала к летчикам? Мне скучно было – дома ни прибраться, ни приготовить – всем этим занимались солдаты. Вот меня дядя и решил ради веселья, так сказать, отдать к летчикам. Просто чтобы летала с ними во время облетов над Москвой», — вспоминает женщина.

После первого облета ее отношение к небу изменилось окончательно и бесповоротно. Девчонку тянуло в воздух вновь и вновь. Так и повелось – летчики по очереди брали ее с собой на облеты, где она все сильнее влюблялась в эту профессию.

Однажды в школе настал день испытаний — новичков проверяли, могут ли они самостоятельно управлять воздушным судном. Мария Целуева тоже хотела опробовать свои силы, но боялась просить разрешения у дяди. В итоге решила без разрешения сесть в самолет.

«Залезла, подготовила судно, нажала все нужные кнопки и… взлет. Это было незабываемо. Первый раз я была самостоятельно за штурвалом. Внизу уже тревогу объявили – самолет угнали! Кто угнал? Да племянница начальника школы. Ой, как там ругались все внизу. Думали, что я разобьюсь. А я пролетела и успешно посадила самолет. Уже и дядя к тому времени приехал на площадку. Я посадила самолет, вышла, и меня все кинулись обнимать, целовать, поздравлять. Вот с тех пор и стала летчицей. Позже стала летчиком-разведчиком», — рассказала она.

К началу Великой Отечественной войны девушка уже была опытной летчицей. Первый боевой вылет пришелся на территорию Украины. Задача разведчика заключалась в добыче разведданных о противнике.

Как сегодня вспоминает женщина, дали ей самолет под названием «десятка», который был секретным. Ее задача была незаметно пересечь границу, найти расположения противника, сфотографировать их и вернуться на родину, чтобы передать снимки командованию.

«Было очень страшно, конечно. Я понимала, что, если меня обнаружит враг – мне не жить. Поэтому надо было все аккуратно делать. Бывало полечу, а меня заметят вражеские самолеты. Обстреливали не один раз. Много нападений было, но каждый раз получалось уйти. Много столкновений было в воздухе, но я выжила», — сказала женщина.

Сегодня ветеран часто рассматривает фотографию своего мужа. Вместе они прошли фронт. Познакомились еще в школе. Она также поведала, что в те годы выполняла задания Динмухамеда Кунаева. Об этом, по ее словам, никто не знал, кроме высшего командного состава. Отметим, в годы войны Динмухамед Кунаев служил в командовании совета народных комиссаров Казахской ССР.

Мария Целуева рассказала, что после окончания войны ее определили в секретную службу Министерства внутренних дел. Тогда она и оказалась в личной охране Динмухамеда Кунаева.

«Никто не должен был знать, что я его охраняю. Никто не должен был знать, что я поставляю ему различного рода разведданные. Никто. Все думали, что я работаю его личным помощником, проводником. Это тоже верно, но про секретную службу не знал никто. Выполняла все его личные и служебные указания и поручения. Все знали, что я всегда с Кунаевым», — вспоминает женщина.

С первым лицом Казахской ССР Мария Целуева проработала бок о бок 40 с лишним лет. Вплоть до развала Советского Союза. Женщина вспоминает те годы с улыбкой и ноткой грусти об ушедшем человеке.

«Он был моим другом. Я любила его. Мы с ним столько времени проводили вместе по работе, что меня даже муж к нему ревновал. Сколько скандалов было, просил уволиться меня не раз. Но в итоге понял, что я просто работаю на очень хорошего человека. А человеком он был…невероятным. Его всегда и везде уважали. Любили все – казахи, узбеки, украинцы, русские, кыргызы. У всех он был в почете. Потому что работал со всеми справедливо. Великий человек был», — с тоской вспоминает Целуева.

Фото Sputnik Казахстан

Ветеран войны плохо слышит, часть вопросов повисает в воздухе — память тоже подводит. Но Мария Андреевна с трепетом относится ко всему, что было связано с тем трагическим временем, подолгу застывает над фотографиями, наградами — перед ней снова проходит ее боевая жизнь.

Женщина рассказала, что, помимо сотни боевых вылетов, за ее плечами – не одна сотня прыжков с парашютом. После фронта она также обучала молодых парашютистов. Она не помнит, сколько точно совершила прыжков.

В комнате у ветерана висят портеры ее и мужа. Он тоже жил с ней в социальном центре, однако скончался несколько лет назад. Всего у нее два сына и две дочери. Все они живут в России.

Перебирая десятки своих наград, орденов, медалей и грамот, Мария Целуева посоветовала молодому поколению одно единственное — жить без обмана.

«Хочу посоветовать честно работать, не врать. Особенно не врать. Сейчас много обмана вокруг. Нужно по совести жить, и все будет хорошо», — резюмировала Мария Целуева.

ПоделитьсяТвитнутьПоделиться

ПохожиеЗаписи

За кулисами обеспечения безопасности и качества бортового питания: интервью с Айгуль Каспановой
Интервью

За кулисами обеспечения безопасности и качества бортового питания: интервью с Айгуль Каспановой

Эксперт: Air Astana – это компания-инвалид
Интервью

Эксперт: Air Astana – это компания-инвалид

Почему в Казахстане самые дорогие в регионе авиабилеты — эксперт
Интервью

Почему в Казахстане самые дорогие в регионе авиабилеты — эксперт

«Мне предлагали сесть в самолет или вертолет и покинуть Казахстан», – К.-Ж. Токаев
Интервью

«Мне предлагали сесть в самолет или вертолет и покинуть Казахстан», – К.-Ж. Токаев

Туринфоцентр Алматинской области: спрос на внутренний туризм сохраняется
Интервью

Туринфоцентр Алматинской области: спрос на внутренний туризм сохраняется

42 года трудового стажа: Начальник службы ЭРТОС стал получателем награды «Құрметті авиатор»
Интервью

42 года трудового стажа: Начальник службы ЭРТОС стал получателем награды «Құрметті авиатор»

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Популярные
  • Комментарии
  • Последние
Пассажиры были ошеломлены, когда один турист прибыл на рейс, забронировав целый ряд для себя и своей огромной собаки

Пассажиры были ошеломлены, когда один турист прибыл на рейс, забронировав целый ряд для себя и своей огромной собаки

Стюардессы сообщили три блюда, которыми они питаются на борту, посоветовав выбирать именно их

Стюардессы сообщили три блюда, которыми они питаются на борту, посоветовав выбирать именно их

Построен фальшивый отель, куда туристы стали пытаться забронировать номер

Построен фальшивый отель, куда туристы стали пытаться забронировать номер

Реальная история Darkstar, гиперзвукового реактивного самолета Mach-10 в фильме «Топ Ган: Мэверик (2022)»

Реальная история Darkstar, гиперзвукового реактивного самолета Mach-10 в фильме «Топ Ган: Мэверик (2022)»

Boeing 737 MAX стал одним из самых безопасных самолетов в истории

Пассажиры были ошеломлены, когда один турист прибыл на рейс, забронировав целый ряд для себя и своей огромной собаки

Пассажиры были ошеломлены, когда один турист прибыл на рейс, забронировав целый ряд для себя и своей огромной собаки

Заблокированы сертификаты 768 российских самолетов, используемых для гражданских авиаперевозок

Аналитики предсказывают трудный год для отрасли авиационного техобслуживания

Правила регистрации иммигрантов изменятся в Казахстане

Правила регистрации иммигрантов изменятся в Казахстане

Авиабилеты по цене крыла самолета: перелеты в РК подорожали почти на 24%

Авиабилеты по цене крыла самолета: перелеты в РК подорожали почти на 24%

Boeing озвучил даты поставок новых самолетов для казахстанских авиакомпаний

Boeing озвучил даты поставок новых самолетов для казахстанских авиакомпаний

Новый скорый поезд на север Казахстана запустят из Алматы

Новый скорый поезд на север Казахстана запустят из Алматы

Avia News

ПЕРВЫЙ КАЗАХСТАНСКИЙ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС О СОБЫТИЯХ В ТУРИЗМЕ И АВИАЦИИ

e-mail: info@avianews.kz

Мы держим руку на пульсе всех актуальных новостей из мира авиации и туризма.

Работаем с 2022 года.

Создаем тесное комьюнити читателей, каждый из которых может стать автором.

Базируемся в столице Казахстана — в городе Астана.

Территория покрытия — весь Казахстан и страны Центральной Азии.

© 2020 Деловой авиационный портал Avianews.kz . Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания № KZ34VPY00042388.

Дата выдачи: 03.11.2021.

Все права зарегистрированы.

 

Сайт создан компанией «Digital idea»

  • О проекте
  • Наши контакты
Ничего не найдено
Посмотреть все результаты
  • Гражданская авиация
  • Авиакомпании
  • Аэропорты
  • Аналитика
  • Путешествие
  • Деловая авиация
  • Мнения

© 2020 Деловой авиационный портал Avianews.kz . Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания № KZ34VPY00042388. Дата выдачи: 03.11.2021. Все права зарегистрированы.