Трудовые династии считаются одним из главных признаков стабильности предприятия. Кроме того, вовлеченность работников разных поколений одной семьи в общее дело свидетельствует о преданности своему делу и доверию организации. Ярким примером трудовой династии в РГП «Казаэронавигация» стала семья руководителя полетов районного диспетчерского центра в городе Актобе Еркина Сермуханова. В интервью с корреспондентом Avianews.kz он рассказал о том, почему решил пойти по стопам отца и какими качествами нужно обладать для работы в Службе обслуживания воздушного движения.
— Расскажите о своей профессии. Почему Вы решили связать свою жизнь именно с этой деятельностью?
— Как, практически, и все мои коллеги, я с детства хотел связать свою жизнь с авиацией. У меня была большая мечта стать пилотом. Но в силу сложившихся обстоятельств и внешних факторов я стал диспетчером управления воздушным движением. Но, когда передо мной стоял выбор профессии, я уже знал, кто такой авиадиспетчер и в чем заключается его работа. Дело в том, что мой отец на протяжении почти всей жизни работал диспетчером управления воздушным движением и трудится на этой должности по сей день. Я о своем выборе не жалею, ведь, так или иначе, моя мечта работать в сфере авиации воплотилась в жизнь, я занимаюсь управлением воздушного движения и моя работа напрямую связана с самолетами.
— На сегодняшний день редко можно наблюдать в предприятиях «династийных» сотрудников. Расскажите, как подобная традиция сложилась в Вашей семье?
— Как я уже говорил ранее, мой отец начал работать диспетчером управления воздушным движением еще в 90-х годах. Сейчас отец работает руководителем полетов, старшим диспетчером вышки в городе Кызылорда. Более того, моя мама тоже работала в этой сфере. Она была фельдшером в «Казаэронавигации» и проводила медосмотр авиадиспетчеров. И так вышло, что я с самого детства знал его работу и, как говорится, видел всю их “внутреннюю кухню”.
— Где и как Вы прошли подготовку, прежде чем приступить к работе в качестве авиадиспетчера?
— Изначально я подал документы для поступления в Академию гражданской авиации, но в последний момент передумал, когда появилась возможность сдать вступительные экзамены в учебный центр в Алматы, организованный руководством предприятия “Казаэронавигация”. Таким образом, я успешно сдал тестирование и отучился там два года.
— Хотели бы Вы, чтобы Ваши дети тоже пошли по Вашим стопам, как и Вы в свое время?
— Я не думал об этом, но хочу, чтобы мои дети сами выбирали, чем они будут заниматься и где будут работать. Решение должно быть только за ними. Но если вдруг они выберут тот же путь, что и мы с моим отцом, я буду только рад!
— Как Вы считаете, какими качествами необходимо обладать, для того чтобы работать в Службе обеспечения воздушного движения?
— Прежде всего, работник СОВД должен иметь так называемое пространственное мышление, то есть он должен уметь понимать воздушную обстановку в 3D формате. Он должен понимать, что воздушные суда — это не только движущиеся “метки” на экране радара, а что самолет — это объект в пространстве, который имеет свою высоту, скорость и положение в воздушном пространстве относительно других воздушных судов. В этом и заключается пространственное мышление, именно оно очень сильно помогает в нашей работе.
Кроме того, большую роль играет также и стрессоустойчивость, ведь в нашей профессии могут происходить непредвиденные ситуации, в которых нужно обладать холодным умом и сильными чертами характера, чтобы принимать верные и взвешенные решения и не спасовать перед трудностями. Помимо всего прочего, ни для кого не секрет, что работа авиадиспетчеров связана напрямую с часто меняющейся обстановкой. Именно по этой причине диспетчер должен уметь быстро ориентироваться и оперативно реагировать на появляющиеся вызовы. В этот список я добавил бы еще и умение работать в команде, поскольку наша сфера деятельности предполагает работу и коммуникации с большим количеством людей.