Авиакомпания Air Astana может не выжить в рыночных условиях, считает авиационный эксперт Абул Кекильбаев, передает Avianews.kz со ссылкой на КазТАГ.
«Это (засилье иностранцев в авиации Казахстана – КазТАГ) больная тема для нас, специалистов. Недавно мы радовались, что одну из небольших компаний в отрасли возглавил местный специалист. Представляете, за 30 лет независимости впервые компанию Qazaq Air возглавил казахстанец – Наурызбаев Еркин, председатель правления. Мы радовались этому, что неужели поверили в наших специалистов, мы ожидали, что за этим назначением будут большие изменения и будет пересмотрена политика в целом. К сожалению, прошел уже год, но изменений мы не видим. Были слухи, что господин Фостер (Питер, президент Air Astana) покинет Казахстан, почему боятся, я не знаю. Если уйдет Фостер из компании Air Astana, ничего такого ужасного не случится. Проблема Air Astana, что ее с детства взращивали, компания-инвалид. Если ее отпустить в рыночные условия, она может не выжить», — сказал Кекильбаев в интервью журналисту Асету Матаеву.
Однако, считает он, нужно пробовать.
«Иначе мы получим второй «Эйр Казахстан», который обанкротится («Эйр Казахстан» обанкротился в 2004 году – КазТАГ). Каждый год откладываем такое решение, мы создаем сами себе проблему в будущем. Различные эксперты говорят, что авиакомпанию накачивают, чтобы на IPO вывести и создать благоприятные условия для ее продажи. Но нормальный инвестор в текущей турбулентной экономической ситуации такие инвестиции делать не будет, это нужно просто признать. Я не знаю, на что надеется наше правительство, люди, принимающие соответствующие решения в «Самрук Казына», никто не будет покупать этот актив за те деньги, которые хотят две стороны, наши 51% и 49%, которые принадлежат британской компании BAE Systems PLC. Объективно, авиакомпания, если лишится всей той поддержки, которая ей сейчас оказывается, она инвалид», — повторил авиаэксперт.
По его мнению, это нужно объективно принять, как есть.
«Не зря глава государства неоднократно давал поручения, чтобы проверили тарифы авиакомпании, вообще ситуацию по ее монопольному положению, но его убеждают, я уверен, что его убеждают, что авиакомпанию скоро выведут на IPO и все эти проблему решаться. Я хочу, пользуюсь случаем заявить, что проблемы этим не решатся совершенно. Если авиакомпания не устойчивая, если она зависит от одного менеджера, как считают многие люди, принимающие решения, это уже ситуация не нормальная, когда мы зависим от одного человека. Нужно было изначально создавать компанию устойчивую, ну или же принимать решение, дальше не обманывать самого себя и создавать такие крупные компании, на подобие государственных компаний, как вот, мы знаем, у наших соседей. Государственная компания выполняет государственную задачу, в первую очередь, обеспечивает внутреннее сообщение и сообщение с другими странами. А то, что сейчас, пограничное состояние, когда бенефиты получает иностранный менеджмент этой компании, а все остальные ждут манны небесной, я уже не знаю, как это назвать. В прошлом году говорили миллиард долларов Эйр Астана был общий доход, представляете, сколько ушло за рубеж?» — добавил эксперт.
Матаев уточнил: «49%?»
«Это операционные расходы, лизинг, заработная плата, страховые выплаты, ремонт, обучение пилотов, тренажерная подготовка осуществлялась за рубежом, все необходимые квалификационные вещи проводили за рубежом. Мы зарабатывали в Казахстане, а кормили другие иностранные компании», — сказал авиаэксперт.
«Как один человек говорил, нужно зарабатывать в Казахстане, а жить в Лондоне», — напомнил Матаев про соответствующее скандальное заявление экс-акима Шымкента Габидуллы Абдрахимова.
«По этой схеме и работают», — подтвердил Кекилбаев.